Региональная общественная организация участников оказания интернациональной помощи республике Ангола
Поиск по сайту
Подписка на новости
Ваше имя:
E-mail:
Случайная фотография
Случайный MP3 файл с сайта
Установите Flash-проигрыватель 02. В поход!

Перейти к разделу >>

21 марта - День независимости Намибии.

«ЗАПИСКИ ВОЕННОГО ПЕРЕВОДЧИКА»

Воспоминания военного переводчика группы СВС при СВАПО в Анголе, 1978-1980 гг. Михаила Власенко.
Хочу оформить удостоверение ветерана

Уважаемые ветераны Анголы!

К нам ежемесячно поступают десятки писем с вопросом: почему, мне, служившему в Анголе, после вступления в силу 1 января 2009 г. поправок к Закону «О ветеранах» не выдают Удостоверение ветерана боевых действий? Где справедливость? В чем тут дело? И для чего расширяли период ведения боевых действий с участием наших граждан в Анголе? Почему нам отказывают?

На этой странице мы подобрали несколько писем, ответы на них и др. материалы и документы, (будем их постоянно пополнять) посвященные наиболее часто задавемым вопросам. Кто может быть признан участником боевых действий в Анголе в период в 1975 по 1992 г? Какие документы для этого нужны? И что нужно реально сделать для того, чтобы человек, фактически им являющийся, получил документальное на это подтверждение от госорганов?

Казалось бы, после вступления в силу 1 января 2009 г. поправок к Закону РФ «О ветеранах», в котором расширен период боевых действий в Анголе с участием наших граждан с 1975 по 1992 г. (раннее был с 1975 по 1979 г.) будут решены все вопросы… Но существующие российские подзаконные акты, увы, трактуют это иначе. (Закон не изменил ни одну свою статью, ни один подзаконный акт - сам текст Закона остался неизменным – в этом вся и проблема). Поэтому, никто из ветеранов Анголы, не являвшихся ранее официально участником боевых действий (т.е. не имеющих соответствующий документ), даже после вступления Закона в силу, автоматически не может быть признан таковым. Это - реалии.

Тем не менее, Закон, вступивший в силу 1 января 2009 г., при всем его несовершенстве, создает благоприятные ПРЕДПОСЫЛКИ и дает уникальную ВОЗМОЖНОСТЬ ветеранам Анголы - тем, кто действительно считает, что его законные права ущемлены, добиться справедливости.

Но за свои права нужно бороться. Это, сразу оговоримся, непростой путь. Мы по мере возможности стараемся помогать ветеранам Анголы: и советом, и документами, и ходатайством от Союза. Но в конечном итоге все зависит от Вас.

Прочтите внимательно изложенные ниже материалы. Проанализирйте их. Примите для себя решение. И, если Вы уверены, что правы, действуйте.


В последнее время все чаще задаются вопросы о том, какой должна быть форма свидетельства подтверждения об участии в БД в Анголе.
В принципе, текст свободный.

Но, форма может быть и такая.
«Я, нижеподписавшийся (ФИО такой-то(такие-то), проживающий (щие) там-то, находился в НРА в ... гг. в качестве ...., имею удостоверение уч. боевых действий №…, выданное... (заверенная нотариусом копия прилагается), подтверждаю факт того, что такой-то (ФИО), 19.. года рождения, проживающий по адресу..., в период с …. по …. был командирован МО СССР в Анголу в качестве... и выполняя там интернациональный долг и принимал участие в боевых действиях.
Такой-то, (ФИО) в период с.. по.. находился в Анголе в составе (например, оперативной группы ГШ ВС НРА, ВВС и ПВО, Округа, Фронта, работал там-то, (города, фронты, базы и т.д.) принимал участие в таких-то операциях (борьба с бандформированиями, войсками ЮАР, и т.п.).
Дать 1-2 эпизода, достоверных, без в прикрас, (не с автоматом в атаку, а реальное участие обеспечении боевых действий бригад, фронтов, вылетов боевой авиации, нахождение под обстрелом противника, следование в колоннах, подвергшихся нападению и т.д. )».
Подписи свидетельствующих.
Подпись и печать нотариуса.
Это может быть и коллективное свидетельство, сразу двух или трех человек.

Мы не – решаем ваши проблемы. Мы только помогаем найти Вам путь для их решения. Все - в ваших руках!

Успеха Вам!



С уважением, Пресс-секретарь Союза ветеранов Анголы

Сергей Коломнин

Мои координаты:

interangola@mail.ru

тел. 985-920-88-09



Вот ценное  письмо от  ветерана Анголы Евгения Калинина. Надеемся, что рекомендации, изложенные в нем, помогут вам.

"На сайте Союза ветеранов Анголы, как мне кажется, очень полно и подробно даны рекомендации тем, кто хочет добиваться справедливости. Мои однополчане из 392 ОДРАП в основном так и поступают как Вы советуете. Бывают только определенные нюансы. Попробую тезисно:

- не надо надеяться решить вопрос быстро и легко. Чиновники, в том числе и военные, будут сопротивляться до последнего. В отдельных случаях, начиная с первого запроса, до положительного решения, проходило до 2-3 лет. Иногда вопрос решался достаточно быстро. Все зависит от региона и от количества и качества собранных документов.

- Основное время отнимает переписка с архивами, военкоматами. Но надо знать, что в соответствии с законодательством вы должны получит ответ в течение месяца, либо срок ответа может быть продлен еще на месяц в связи с необходимостью. Но вы об этом должны быть уведомлены.

- Главное – установить документально факт пребывания. Запросы можно делать через военкомат, но можно и лично. Если Вы уверены в себе, то не надо успокаиваться при отрицательном, или невнятном ответе. Надо снова писать туда же запрос с уточняющей или наводящей информацией, ссылками на свои источники.

- Можно, и даже необходимо делать запросы сразу в несколько архивов. В нашем случае, мы обращались например в Гатчину (центральный военно-морской архив), в Подольск и в архив Северного флота.

 В одном из случаев архивы давали на прямой запрос туманные ответы. Запросили в Подольске копию наградного листа на орден. В представлении на награду нашелся конкретный ответ на вопрос. Военкомат сам предложил прекратить судебное рассмотрение и решить вопрос в рабочем порядке. Через две недели удостоверение было вручено. То есть надо использлвать любую возможность получения информации.

- Собрав как можно больше документов о пребывании в Анголе, можно обращаться в военкомат, предоставив их копии, с просьбой выдать удостоверение ветерана БД. Доказательством участия в БД (в соответствии с «Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов...», приложение к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.10.2000г. № 69) могут служить военные билеты, личные дела, справки о ранении, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, наградные материалы, справки архивных учреждений, летные книжки и другие документы. То есть перечень документов не ограничивается! И любой из них может стать основанием для выдачи удостоверения.

- На 90%, что военкомат откажет, ссылаясь на отсутствие доказательств участия в БД. Необходимо потребовать письменного отказа. Теперь с полным основанием можно обращаться в федеральный суд по месту жительства с жалобой на неправомерные действия военного комиссариата и просьбой: 1.признать незаконным отказ в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий». 2.Обязать военный комиссариат выдать на ваше имя удостоверение «Ветеран боевых действий». Представить собранные документы. Очень тщательно надо подойти к написанию искового заявления. Лучше, если сделать это с помощью юридически грамотного человека.

- На федеральном уровне не определено само понятие действий, которые подпадали бы под понятие – боевые, и нет никакого перечня таких действий. Поэтому необходимо не бояться обращения в суд. Ведь в самом деле, не на сельскохозяйственные же работы вас посылали в воюющую страну! И самому надо доказывать, что ваша деятельность была сопряжена с риском, а задачи, которые Вы выполняли, относятся к боевым задачам. Для доказательств можно использовать ссылки на любые документы и исторические исследования.

- В отдельных случаях, можно использовать уже состоявшиеся решения судов в отношении ваших товарищей. Судье не надо будет ломать голову при оформлении своего решения.

- В обязательном порядке при судебном рассмотрении необходимо использовать свидетельства сослуживцев, по возможности обеспечить их участие в судебном заседании. Но последнее не обязательно. Если ваш свидетель живет далеко в другом регионе, можно обратиться к суду с просьбой опросить его по месту жительства. В этом случае делается перерыв в заседаниях, и судья посылает запрос по месту жительства свидетеля. Там его вполне официально, повесткой, приглашают в местный суд, где задают вопросы, поставленные в поступившем запросе. Они, как правило просты: знаете, были, участвовали, имеете ли свидетельство и т.д. Но кроме прямых ответов на вопрос, свидетель может и имеет право представить и какие-то свои, дополнительные доказательства. Для этого, да и просто чтобы его не напугать повесткой в суд, конечно же, надо с ним созвониться.

Далее этот опрос оформляется и направляется в суд по месту рассмотрения вашего дела.

- Необходимо понимать, что победа в суде первой инстанции еще не означает полную победу. Военкомат, как правило, подает кассационную жалобу в вышестоящую судебную инстанцию на пересмотр решения. Как правило, в областной суд. В наших случаях дело обычно рассматривала судебная коллегия. Здесь процесс достаточно быстрый и почти всегда рассматривался в нашу пользу. Но готовиться и присутствовать на заседании надо обязательно. При этом, заранее надо готовить отзыв на кассационную жалобу военкомата, вам ее должны заранее выслать. В отзыве надо грамотно парировать аргументы военкомата. Своевременно направить отзыв в суд и быть готовым четко и внятно отвечать на вопросы судей. Это заседание не переносится, решение принимается сразу, а вступает в силу после 10 дней. Дальше, как правило, военкомат не судится.

- Последний раз дело в двух инстанциях рассматривалось у нашего сослуживца в апреле. Решение положительное.

- Параллельно с последним решением, другой сослуживец в апреле обратился  с этим вопросом к сенатору (члену Совета Федерации) от нашей области.  Раньше он бесполезно писал в архивы, в военкоматы, в прокуратуру и т.п., в суд не обращался. Вопрос уже решен, удостоверение вручено.

- Очень здорово помогает Интернет и Скайп. Идет быстрый обмен информацией, документами. В суд ведь можно представлять и копии документов, а некоторые документы возможно представить только в копии.

- Ну, и золотое правило. Если тебе помогли, то и ты должен кому-либо помочь!

 

Нового я ничего не открыл, все именно так, как Вы пишете на сайте.

 

С огромным приветом и пожеланими успехов!

Евгений Калинин.


 Девиз Союза ветеранов Анголы: Бороться - ЗА КАЖДОГО!.

 

 

 

 

                                             

Фрагмент из статьи в "Парламентской газете" 2008 г.

"Более года назад "с подачи" руководства Союза ветеранов Анголы и Игоря Елеференко Мосгордума выступила с законодательной инициативой о восстановлении исторической справедливости и продлении сроков ведения боевых действий в трех африканских странах - Анголе, Мозамбике и Эфиопии - хотя бы до того момента, как СССР перестал оказывать им военную помощь. А случилось это по вполне понятной причине: Советский Союз прекратил свое существование.

Инициативу московских депутатов поддержал Комитет Государственной Думы по делам ветеранов. Члены комитета подготовили законопроект №9404-5 "О внесении изменений в ФЗ "О ветеранах". К периодам войны в Анголе предлагалось добавить ровно 13 лет, в Мозамбике - 8 месяцев, в Эфиопии - чуть менее 12 лет.

И уже 12 марта 2008 года Государственная Дума рассмотрела законопроект в первом чтении. Выступая на том заседании, председатель Комитета по делам ветеранов Николай Ковалев особо подчеркнул, что законопроект на практике реализует конституционный принцип равенства граждан перед законом (ст. 19 Конституции РФ). Аргумент оказался настолько беспроигрышным, что все присутствующие депутаты Государственной Думы единогласно проголосовали за принятие законопроекта в первом чтении.

Бороться за каждого

Однако это только начало. Даже если закон появится в самое ближайшее время, ветеранам придется еще долго доказывать свою причастность к событиям тех лет. Ведь по данным Минобороны, эти поправки касаются лишь... 159 (!) граждан России. То есть тех, кому после 1979 года официально были выданы удостоверения об участии в боевых действиях в Анголе, Мозамбике, Эфиопии. А таких "обилеченных" было единицы.

"Процентов 90 советских "ангольцев" не имеют никаких свидетельств о своем пребывании в этой стране, - рассказывает Сергей Коломнин. - Удостоверения участников выдавались на основании справок, подписанных главным военным советником, а такие справки выдавались не всем. Кроме того, рассматривались и характеристики. А кадровики 10-го Главного управления Минобороны имели указание не отражать в них информацию о пребывании военнослужащего в Анголе. Ведь характеристика - не секретный документ, и если бы она попала к противнику, это было бы прямым свидетельством, что СССР участвовал в военных действиях".

По данным Союза ветеранов Анголы, который сегодня превращается в центр, объединяющий участников военных действий не только в Анголе, но и в Эфиопии, и в Мозамбике, число тех, кто мог бы попасть под действие поправок в Закон "О ветеранах" , на порядок выше. Только по линии 10-го ГУ Минобороны через эти три государства прошло более 30 тысяч советских военнослужащих, утверждает Сергей Коломнин. Помимо них в вооруженных силах этих стран работали наши гражданские специалисты: инженеры-испытатели, летчики, врачи, медсестры, которые точно так же подвергались опасности, рисковали жизнью. И почти все из них сегодня обойдены государственным вниманием.

"Нам бы хотелось, чтобы Союз ветеранов Анголы как основная организация, занимающаяся проблемой военного присутствия СССР в ряде африканских стран, тоже имел бы право голоса, - говорит Сергей Коломнин. - Допустим, Минобороны заявляет: у нас нет данных, что этот человек участвовал в боевых действиях. А мы говорим: а у нас такие данные есть. Думаю, было бы справедливо, чтобы наши сведения тоже учитывались. А для этого нужны соответствующие подзаконные акты".

Но главное: нужна воля государства признать, что наши соотечественники - десятки тысяч военных и гражданских лиц! - ТАМ все-таки были. Со всеми вытекающими из этого социальными последствиями.

Многие российские граждане, рисковавшие жизнью под чужим небом во имя, как тогда говорилось, "выполнения интернационального долга" , наше государство не признает сегодня участниками боевых действий. Они "выпадают" из сферы действия Федерального закона "О ветеранах".

Парламентская газета, Наталья КУЧЕР, 29.05.2008, №036-037, Стр. 38  84

Оригинал статьи находится по адресу:   http://www.pnp.ru/chapters/society/society_6567.html






Почему служившему в Анголе не выдают удостоверение ветерана боевых действий?

На вопросы читателей «КП» отвечает зам. начальника кафедры Военного университета Минобороны РФ полковник юстиции Олег Борисов

Вопрос: Во время срочной службы (1980 - 1982) находился в Анголе. Справка о пребывании там у меня есть. Недавно обратился в военкомат с просьбой выдать удостоверение ветерана боевых действий. Но мне отказали. По той причине, что у меня на руках нет документов, подтверждающих мое участие в боевых действиях. Но ведь время моего нахождения в Анголе совпадает с тем периодом, который определен в Законе РФ «О ветеранах» (именно в то время в африканской республике шли боевые действия). На мой взгляд, этого вполне достаточно, чтобы доказать мое участие в боевых действиях. Считаю, что мне отказали необоснованно. Кто прав?


Владимир Воронин. Липецк.

Ответ: Вам было правильно отказано в выдаче удостоверения. Почему? Прежде всего потому, что ваш подход к трактовке норм Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) является неверным. Подпункт 1 пункта 1 статьи 3 указанного закона устанавливает два юридически значимых обстоятельства, при наличии которых уволенные в запас военнослужащие могут быть отнесены к ветеранам боевых действий. Обстоятельство первое: в законе говорится о военнослужащих, которые были направлены в другие государства органами государственной власти.

Второе обстоятельство в этом же законе уточняет еще один принципиально важный момент в отношении таких военнослужащих: «и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах...»

Указанная статья закрепляет норму закона, согласно которой эти обстоятельства должны присутствовать обязательно и каждое из них необходимо отдельно подтверждать. Только в этом случае возникает основание для выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Содержание приведенной нормы отображено также и в Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий (см. п. 2 Приложения к Приказу министра обороны РФ от 15.03.2004 года № 77).

Раздел III приложения к Федеральному закону «О ветеранах» устанавливает только период времени для определенного государства, в течение которого направленный туда военнослужащий при условии участия в боевых действиях может быть отнесен к ветеранам боевых действий.

Таким образом, подтверждения только факта нахождения на территории другого государства, где в определенные периоды времени велись боевые действия, еще недостаточно для признания военнослужащего, уволенного в запас, ветераном боевых действий. В связи с этим у лица не возникает основания для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий.

Потому в вашем случае, кроме справки о пребывании на территории государства, указанного в разделе III приложения к Закону «О ветеранах», необходимо представить и подтверждающие документы об участии в боевых действиях.

Статья находиться по адресу: http://www.kp.ru/daily/24283/478574/ 

Вы можете принять участие в обсуждении проблемы на сайте http://www.kp.ru/forum/article/478574/answers/1966161/

 





Уважаемый Союз Ветеранов Анголы!

Я, Макаренко Иван Викторович, был специалистом ЗРК "Печора" в Народной Республике Ангола с 01.05.1984 г. по 01.05.1986 г.
После принятия изменений в закон "О Ветеранах" я обратился в Октябрьский
РВК г.Ростова-на-Дону, где стою на учете после увольнения в запас, после
25 лет службы в ВС РФ. В РВК был запрос в "10-ку", но записи в моем
личном деле "участвовал в боевых действиях" нет. Прошу Вас подсказать
мне, как правильно и квалифицированно объяснить работникам РВК действия закона "О Ветеранах".


С уважением, Макаренко Иван.


Ответ, который мы дали И. Макаренко

Уважаемый Иван, работникам РВК ничего объяснять не надо. Закон составили так, (спасибо в кавычках законодателям) что военкомат Вам не помощник.
Единственный путь в желании доказать, что вы участник б.д. в Анголе - суд. Закон на вашей стороне. Не нужно этого бояться. Судебная практика положительная. Но нужно основательно поработать. Во-первых. Заручиться тремя свидетельствами бывших с вами в один и тот же период в Анголе людей, у которых есть удостоверение. В ваш период с 1984 - 1986 гг. было много таких. Вспомните, найдите, где они живут. Их свидетельства должны быть нотариально заверены и пусть сделают ксероксы с них (удостоверений) и так же заверят нотариально. Затем берите в военкомате выписку из личного дела, заверенную по всей форме, что вы в этот период находились в Анголе. И с текстом Закона идете в Суд по месту жительства и подаете иск о признании Вас участником Б.Д в Анголе. Проконсультируйтесь у адвоката, (разовая консультация не слишком дорога), как правильно составить иск.


С уважением, Сергей Коломнин



 

Председателю Совета Союза ветеранов Анголы

В. Сагачко

Уважаемый Вадим Андреевич!

Я, Красиков Виталий Михайлович,1963г.р.,старшина 1 статьи запаса.

Обращаюсь к Вам с просьбой и за советом для восстановления исторической справедливости в отношении военных моряков-участников боевых действий в Республике Ангола в период с июня по декабрь 1984г. В соответствии с законом «О ветеранах» (изменения от 02.10.2008. №166-Ф3,раздел 3,позиция 1)

По существу вопроса сообщаю следующее.

Будучи на действительной воинской службе в ВМФ СССР (призван 27.10.81 Октябрьским райвоенкоматом г.Фрунзе Кирг.ССР,в/б НС №1859334),я проходил службу на Большом Противолодочном Корабле »Адмирал Юмашев»(в\ч 53108), в экипаже которого я участвовал в боевом походе в район Западной Африки в составе 30-й оперативной бригады. Боевая служба проходила в период с мая 1984 г. по январь 1985 г. С июня по декабрь 1984г. наш корабль базировался в порту г.Луанды у причала военного гарнизона. В этот период я был включён в состав подразделения по борьбе с ПДСС (подводно-диверсионные силы и средства). Я лично и в составе групп выполнял боевые задачи по охране и обороне военных и гражданских судов в акватории порта Луанды с фактическим применением табельного оружия и боевых средств для защиты и обороны грузов вооружения, техники, ГСМ в условиях подрывной деятельности антиправительственных сил. В этот период имели место подрывы транспортов,попытки захвата и минирования кораблей, обстрелы из стрелкового оружия.

Примером этого служит выполнение мной в составе десантной группы боевой задачи по охране и обороне сухогруза "Иван Покровский" (порт приписки г. Таллин, осень 1984 г.)

Командовал операцией помощник командира корабля кап.3.ранга Белоусов.

Кроме других этот боевой эпизод может подтвердить его участник и ныне проходящий службу в ВМФ России старший мичман Валентин Кормильский. Только благодаря чётко поставленной охране и применения средств борьбы с ПДСС удалось обезопасить судно в течении недели до его разгрузки. Были отражены все попытки его захвата и подрыва. Также я могу назвать факт моего участия (в расчёте вахты ПДСС на баркасе корабля)в отражении нападения боевых пловцов (диверсантов) на флотилию советских БМРТ на внешнем рейде г.Луанды летом 1984 г. Командир-мичман БЧ-2.

По действующим тогда правилам мы (участники боевых операций) давали подписку особисту корабля о неразглашении в устной письменной форме мест и времени выполняемых задач, характеристик грузов, названия(порты приписки) судов и т.п.

Добавлю, что за добросовестное выполнение боевых задач в Республике Ангола я был поощрён благодарностью и почётными грамотами командования от 30.09.84 (Луанда) и 19.07 (Прайя), которые сохранены.

Факты моего участия в боевых операциях на территории НРА в период с о7.84 по 12.84. были отражены в вахтенном журнале корабля,рапортах,приказах. Мою службу этого периода в Анголе могут подтвердить свидетельства сослуживцев.

А именно:

-командира корабля кап. 3р. Цюра. А.И.

-ком-ра БЧ-7 Драпкина Г.И

-ком-ра РТД кап.3р.Малышева.С.А

-старшины БЧ-1 Кормильского.В.

-ком.отд.БЧ-7 Пальмина.В.В.

-матроса Семенова В.Н.и других.

Некоторые члены экипажа нашего корабля за участие в событиях в Анголе награждены знаком "Воин-интернационалист " (например, кап.1ранга запаса Малышев С.А.)

P.S.

Дополнительно могу сообщить, что имею ответы из архива ВМФ в Гатчине, подтверждающие факты многомесячного пребывания нашего корабля(в/ч 53108) в воюющей Анголе и моего нахождения на нём в качестве старшины команды (БИУС..). Приказы и доклады о десантных операциях, боевом участии вахт ПДСС того периода либо засекречены, либо уничтожены по акту при списании корабля. Эти ответы архива я имею на руках.



В свете изложенного прошу Вас выразить своё мнение и оказать мне возможную помощь по подтверждению статуса участника БД в Республике Ангола. Обращаюсь к Вам не только от своего имени, но и от имени тех немногих ветеранов-моряков на территории России, которые помнят ангольские события и гордятся честным выполнением своего воинского и интернационального долга.

27ноября 2009 г. г. Белгород.

Ответ, который мы дали Дмитрию Красикову

Уважаемый Дмитрий!

Наша организация считает, что все кто прошел Анголу, когда страна была в состоянии войны, имеет право считаться ветераном боевых действий. Но Российские законы, увы, трактуют это иначе.

Изменения, которые внесены в Закон "О ветеранах" внесены в Приложение к закону "Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации", вовсе не означают, что все, кто находился в этот период в этой стране автоматически становятся участниками боевых действий. Это означает только то, что в это время там могли находиться наши военнослужащие.

В конце Раздела III Перечня написано:

"На лиц, принимавших участие в БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".

А статья 3 Федерального закона "О ветеранах" 5-ФЗ от 12.01.95г.. гласит: "п.1. К ветеранам боевых действий относятся: 1)Военнослужащие в том числе уволенные в запас (отставку), ........, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, ....... и ПРИНИМАВШИЕ УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ при исполнении служебных обязанностей в этих государствах...."

Признание ветерана ВМФ, участвовавшего в несении БОЕВОЙ СЛУЖБЫ в дальних походах, но не принимавшего непосредственного участия в боях, ветераном боевых действий, дело трудное и хлопотное, но не безнадежное.

Несение боевого дежурства (боевой службы), обеспечивает своевременное обнаружение и отражение внезапного нападения извне и обеспечение внешней безопасности государства. Боевое дежурство осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений. В их состав входят боевые расчеты, экипажи кораблей и летательных аппаратов, дежурные смены пунктов управления, сил и средств боевого обеспечения и обслуживания. В Военно-Морском Флоте боевое дежурство именуется боевой службой. Правила несения боевого дежурства определяются Уставом внутренней службы, приказами и директивами министра обороны, начальника Генерального штаба, главнокомандующими видами Вооруженных Сил и другими правовыми актами.

Согласно Закону "О статусе военнослужащих" военнослужащие при чрезвычайных обстоятельствах по обеспечению общественной безопасности исполняют специальные обязанности. Для этого они могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и др.), которые также определяются федеральными законами и другими правовыми актами.

Поэтому признание ветерана ВМФ, участвовавшего в несении боевой службы в дальних походах, но не принимавшего непосредственного участия в боях, ветераном боевых действий, возможно только судебным порядком. Для этого потребуются соответствующие подтверждающие документы.

1. Необходимо сделать запрос во все Военно-морские архивы (лучше через военкомат или любую официальную военную структуру - больше надежности что будет официальный ответ, а не отписка)" на предмет:

- когда (период) Ваш корабль (воинская часть) нес БОЕВУЮ СЛУЖБУ в территориальных водах Анголы (в составе 30-й оперативной бригады);

- период прохождения Вами службы на данном корабле (воинской части).

Эти два запроса надо сделать отдельно.

Один именно про несение боевой службы кораблем у берегов Анголы или в Луанде.

Другой про прохождение службы, не упоминая про Анголу и Боевую службу.

2. Выписка из личного дела или запись в военном билете, что Вы проходили службу в этой воинской части в данный период.

3. Если будет пара письменных заявлений от сослуживцев подтверждающих Ваше пребывание на корабле и в Анголе в тот период, то этого будет почти достаточно.

3. Неплохо бы заручиться свидетельствами тех, кто принимал участие в этих событиях и получил уже удостоверения участника. Это может быть командный состав корабля.

4. Косвенные документы, подтверждающие выполнение "боевой задачи" или "боевой службы", т.е. Грамоты, Благодарственные письма и т.д..

Затем грамотное составление искового заявления, здесь нужен юрист.

В суд представляете не оригиналы (они вам еще пригодятся), а копии всех документов.

При наличии документов, свидетельств очевидцев судебная практика положительная.

Если некоторые члены экипажа Вашего корабля за участие в событиях в Анголе награждены грамотой и знаком "Воина-интернационалиста", то значит, они признаны ветеранами боевых действий.

Два нотариально заверенных заявления от таких людей в суд, подтверждающих Ваше участие вместе с ними в этот период в БОЕВОМ ПОХОДЕ, являются основанием для признания Вас "Участником БД".

На всякий случай информация по архивам:

Центральный военно-морской архив МО РФ (ЦВМА МО РФ):

адрес: 188300, Ленинградская область, г.Гатчина, Красноармейский пер., 2.

- прохождение службы в составе воинской части (корабля)

Архив штаба Балтийского флота: 236006, г. Калининград (областной).

Там находятся вахтенные журналы кораблей, в которых обозначено

- время нахождение корабля в территориальных водах и в порту Луанды

- выполнение боевых задач и несение боевой службы

приказы по личному составу и по строевой части, в которых указано:

- прохождение службы в составе воинской части (корабля)

Архив воинской части, в состав которых входил Ваш корабль:

- там находятся исторические журналы кораблей, в которых указывается где и когда корабль нес боевую службу.

С уважением, Председатель Совета Союза ветеранов Анголы Вадим Сагачко. 



06.02.2010 19:04:06] Планов Валерий
Сергею Коломнину:
Я находился в Анголе с марта 1985 по март 1987 гг. в должности специалиста при командире взвода радиосвязи на аэродроме Менонга и Куито-Куанавале. В личном деле стоит запись, что был в Анголе.
Хочу задать Вам вопрос:
1. Являются ли специалисты связи РТО, обеспечивающие боевые вылеты авиации, участниками боевых действий.
2. Является ли партийная характеристика, утвержденная Зам. ГВС по воспитательной работе, где указано, что я примал участие в обеспечении боевых вылетов на аэродромах Менонге и Куито-Куанавале, подтверждающим документом.
3. Есть ли списки участников боевых действий в Анголе и где можно найти документы, подтверждающие участие в боевых действиях.

С уважением, В. Планов

07.02.2010 20:09:17] Сергей Коломнин
В. Планову
Уважаемый Валерий!
Попробую ответить на Ваши вопросы.

1.Являются ли специалисты связи РТО, обеспечивающие боевые вылеты авиации, участниками боевых действий?

Не знаю, это зависит, скорее, не от должности, а от обстоятельств, в которые попадали наши специалисты в Анголе.
Были люди, которые не вылезали из Куито, Каамы, Шангонго, Кувелая и других точек, работали под бомбежками, другие прилетали туда на день и возвращались в Луанду. Причем, большинство из первой категории не имеют удостоверения, а вот некоторые из тех, кто прилетал в Куито и Менонге на день-два вдруг оказываются ветеранами БД. Почему? Думаю, Вы и сами, видимо, знаете. Кадры были близко, ГВС рядом, тот, кто подписывал справки в Москву и ставил на них красную печать.

Если вы интересуетесь моим личным мнением и, соответственно, мнением организации (а оно давно и четко озвучено во многих наших документах и выступлениях), то скажу: мы считаем всех, кто работал в ВС Анголы, помогал в отражении внешней агрессии и борьбе с вооруженной оппозицией, был в районах, где велись боевые действия, и может это документально или при помощи свидетелей подтвердить, достойными быть признанным ветераном (участником) боевых действий. И «обеспечение боевых вылетов авиации», естественно относится к этому перечню.
Но, прошу заметить, это наше мнение, а не государственных органов, которые и выдают это самое удостоверение. К сожалению.

2. Является ли партийная характеристика, утвержденная Зам. ГВС по воспитательной работе, где указано, что я принимал участие в обеспечении боевых вылетов на аэродромах Менонге и Куито-Куанавале, подтверждающим документом?

Нет, этого недостаточно. Даже не хватало для бывшей десятки в начале 90-х, когда она могла постфактум выдавать такие удостоверения. В характеристике, по идее, должна быть фраза «принимал участие в боевых действиях» или «награжден за участие в боевых действиях». Но как Вы знаете такие вещи в парт. и комсомольских характеристиках именно в Анголе из-за политических соображений (в СССР не признавалось, что советники и спецы могут там воевать) не писали. Сейчас российские чиновники этого понять не в состоянии.
Думаю, что и для суда (а в настоящее время есть только такой путь доказательства) этого недостаточно. Но, тем не менее, этот документ ценен и может сыграть свою роль вкупе с другими. Ценны также грамоты, выписки из приказов и т.д. если они есть.
Кстати, такой должности «Зам. ГВС по воспитательной работе» в Анголе, да и Советских ВС не было. Тогда были «заместители по политической части».

3. Есть ли списки участников боевых действий в Анголе и где можно найти документы, подтверждающие участие в боевых действиях.

Да такие списки есть (правда далеко неполные). Вас, к сожалению, там нет. Поэтому на Ваш запрос в ГУК МО (туда после расформирования соответствующего отдела ГУ МВС МО России предали картотеку по командированным в Анголу по линии МО) будет лишь подтверждение, что «капитан Планов Валерий Николаевич, командировался в Анголу в качестве специалиста при командире взвода связи ОРАТО и был там с 27.03.85 по 27.03.87».
Кстати, если будете делать запрос (обязательно через военкомат!), обязательно внесите вопрос «кто командировал», ибо статья 3 Федерального закона "О ветеранах" 5-ФЗ от 12.01.95г.. гласит: "п.1. К ветеранам боевых действий относятся: 1) Военнослужащие в том числе уволенные в запас (отставку), ........, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, ....... и ПРИНИМАВШИЕ УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ при исполнении служебных обязанностей в этих государствах».
Пришлют бумагу – мол, был. Но кто командировал? А то что МО – это и есть орган государственной власти СССР в данном случае, забывают. Судьи у нас тоже не шибко грамотные.

Что касается подтверждающих документов. Их есть смысл искать в архивах, если на вас оформлялись наградные листы, либо другие документы, где упоминается об этом. По нашим сведениям весь архив аппарата ГВС в Анголе (приказы, командировки, планы, отчеты и т. д.) , был каким-то головотяпом уничтожен в тогдашней десятке еще в начале 2000-года. Может, что-то попало в архив в Подольске, но повторяю, стоит искать, если такие документы составлялись.

Резюме.
Единственный путь – это суд. Собирайте свидетельства трех людей, которые были в одно время с Вами и являются ветеранами боевых действий (их, кстати в этот период было достаточно, вот тот кто был в начале 80-х, у тех с поском свидетелей большие проблемы). Плюс ответ на запрос в ГУК, плюс Ваша характеристика. И исковое заявление. Хорошо бы проконсультироваться с адвокатом. Удачи.

С уважением, Сергей Коломнин


 

Центральный районный суд г.Тулы

 решение по иску о признании участником боевых действий и выдаче удостоверения, взыскании судебных расходов

 

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2010 года г. Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего 1. при секретаре 2.
рассмотрев гражданское дело №Х-ХХ/10 по иску К. к Военному комиссариату Тульской области о признании его участником боевых действий и выдаче удостоверения, взыскании судебных расходов,

установил:

К. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тульской области о признании его участником боевых действий и выдаче удостоверения «ветерана боевых действий». В обоснование заявленных требований указал на то, что он является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации с 25 сентября 1993 года. Службу в рядах Вооруженных Сил СССР, а в последствии Российской Армии проходил с 30 мая 1967 года и по 24 сентября 1993г. Последнее место его службы - старший инженер метеорологической службы Управления Военно-воздушных сил Северного флота. В августе 1985 года истец был направлен в служебную командировку в Народную Республику Ангола, где в период с 6 августа 1985 года по 31 марта 1988 года проходил службу в войсковой части п/п ХХХХХ в должности старшего техника - синоптика группы обеспечения полетов авиации. Войсковая часть ХХХХХ дислоцировалась на окраине юго-восточной части столицы Народной республики Ангола – Луанды. В целях выполнения интернационального долга перед частью стояли следующие задачи: материально-техническое обеспечение кораблей Северного Флота ВМФ СССР, базирующихся у причалов столицы Анголы (боепитанием, горюче-смазочными материалами, запасными частями к вооружению, боевой технике, продовольствием, и т.д.); обеспечение Посольства СССР в НРА и Главного военного советника и его аппарата надежной и бесперебойной связью с Москвой, Министерством Обороны СССР, Главным штабом ВМФ (был развернут стационарный узел связи - все виды связи БПЧ, ЗАС и т.д., в том числе и спутниковой связью); обеспечение полётов самолетов авиации Северного Флота ВМФ СССР. Полеты проводились в течение 2-х месяцев, затем самолеты улетали через Кубу в СССР и так в течение 3-х лет. Для обеспечения полетов самолетов на боевую службу в штате пункта материально-технического обеспечения был предусмотрен старший техник-синоптик. Одновременно по совместительству истец исполнял обязанности заместителя командира Группы обеспечения полетов авиации по политической части. В соответствии с руководящими документами, полеты организовывались с оценки метеорологических условий в районе аэродрома и на маршрутах полетов с проведением радиолокационной и воздушной разведки погоды. Для обеспечения Главного Военного советника бесперебойной связью с подразделениями и военными советниками военных округов в составе ПМТО находилась рота связи, подразделения которой (экипажи из 3-5 человек рядового состава с техникой) постоянно находились в командировке в военных округах Анголы. Истец указывает, что территория ПМТО была ограждена проволокой и оборудована в инженерном отношении окопами с огневыми точками, соединенными по периметру сплошными траншеями, где постоянно находились в дежурстве боевые расчеты и караул. Это было вызвано опасностью нападения и необходимостью защиты от нападения. Каждый офицер и прапорщик, на месте проживания, имел для отражения возможного внезапного нападения противника боевое оружие. Передвижение по территории Народной республики Ангола всегда проходило на автотранспорте в сопровождении бронетехники и вооруженной охраны. В целях «конспирации» весь личный состав воинской части носил гражданскую форму одежды.
Свое обращение в военный комиссариат Тульской области К. объясняет тем, что согласно п. «а» п. 2 приказа Минобороны РФ от 15 марта 2004 года № 77 «О порядке выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» кадровым органам военных комиссариатов субъектов РФ поручено организовать заполнение в порядке, определенном Постановление Правительства РФ от 19.12.2003г. №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», удостоверений ветерана боевых действий, выдаваемых гражданам, уволенным с военной службы. В соответствии с приказом Военного комиссара Тульской области в областном военном комиссариате создана комиссия, которая принимает решение о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий». В военном комиссариате Тульской области находится личное дело истца.
Просил суд признать его участником боевых действий, в соответствии с положениями Федерального закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ, признать его право на получение удостоверения «ветерана боевых действий» и обязать военный комиссариат Тульской области выдать ему указанное удостоверение. Взыскать в его пользу судебные расходы на услуги представителя в размере 3000 рублей.
В судебном заседании истец К. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд признать его право на получение удостоверения «ветерана боевых действий» и обязать военный комиссариат Тульской области выдать ему указанное удостоверение. Взыскать в его пользу судебные расходы на услуги представителя в размере 3000 рублей.
Представитель истца, допущенный к участию в деле в соответствии с п.6 ст.53 ГПК РФ А. в судебном заседании поддержал заявленные требования К., просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенности Ж. исковые требования К. не признала, пояснив, что документальных подтверждений об участии истца в боевых действиях в республике Ангола, не имеется. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица Отдела Военного комиссариата ТО по г.Туле по доверенности М. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело без своего участия.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лица Отдела Военного комиссариата ТО по г. Туле.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995г. предусмотрены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий для военнослужащих, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах».
Как следует из п.1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995г. к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
В Приложении к Федеральному закону «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995г. (в редакции Федерального закона от 02.10.2008 № 166-ФЗ) содержится Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, где указаны боевые действия в Анголе: с ноября 1975 года по ноябрь 1992 года.
В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и на основании пункта 4 Постановления Правительства РФ от 27 апреля 1995г. № 423 утверждена Инструкция «О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан», установленных ФЗ «О ветеранах».
Согласно п.2.11 указанной Инструкции (с последующими изменениями и дополнениями), ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 статьи 3 ФЗ «О ветеранах» - на основании свидетельства о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983г. № 59-27, свидетельство выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности РФ по месту жительства, федеральными органами исполнительной власти (с учетом пункта 2.12 настоящей Инструкции) на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств.
Основанием для выдачи свидетельства также могут служить военные билеты, личные дела, справки о ранении, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, наградные материалы, справки архивных учреждений об участии в выполнении боевых заданий.

Судом установлено, что истец К. в период с 30.05.1967г. по 24.09.1993г. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. В августе 1985г. он был направлен в служебную командировку в Народную Республику Ангола, где в период с 06.08.1985года по 31.03.1988года проходил службу в войсковой части п/п ХХХХХ в должности старшего техника-синоптика группы обеспечения полетов авиации. Данное обстоятельство подтверждено копией послужного списка, выпиской из приказа Главнокомандующего военно-морским флотом №ХХХХ от 27.07.1993г., выписками из приказа командира войсковой части п/п ХХХХХ №ХХ от 06.08.1985г. и №ХХ от 28.03.1988г., справками войсковой части №ХХХХХ, а также представленными ответчиком материалами личного дела К.
Архивной справкой Центрального военно-морского архива МО РФ №ХХХ от 19.10.2009г. подтверждено, что К. в период с 26.03.1968г. по 15.04.1988г. проходил службу в частях Северного флота из них с 26.03.1968г. по 23.09.1985г. в 538 командном пункте в/ч ХХХХХ, с 23.09.1985г. по 15.04.1988г. – в войсковой части ХХХХХ.
Согласно справке Управления Морской авиации Северного флота №15 от 12.01.2010года, представленной по запросу суда, К. в период с августа 1985г. по март 1988г. осуществлял боевое обеспечение специальных боевых полетов экипажей 392 ОДРАП ВВС СФ с аэродрома «Луанда» в Народной Республике Ангола, исполняя обязанности старшего техника-синоптика группы обеспечения полетов (в/ч полевая почта ХХХХХ). Основанием к выдаче данной справки послужило личное дело К., исторический журнал авиации Северного флота, Боевой устав авиации ВВС и ПВО, Наставление по боевым действиям ВМФ, Наставление по метеорологической службе авиации вооруженных сил СССР (НАМС-86).
Как усматривается из Акта от 21.12.2009г., представленного Управлением Морской авиации Северного флота, согласно записям в историческом журнале авиации Северного флота экипажами самолетов ТУ-95рц 392 ОДРАП ВВС СФ в период с 1976г. по 1988г. выполнялись полеты на ведение воздушной разведки в Центральной, Южной и Западной Атлантике с использованием зарубежных аэродромов Кубы, Анголы, Гвинеи. Выполнение полетных заданий в период с 1976г. по 1988г. экипажами 392 ОДРАП ВВС СФ с аэродрома «Луанда» (республика Ангола) надлежит считать специальными боевыми вылетами.

Об участии истца в боевых действиях, при нахождении на службе в Республике Ангола в период с августа 1985 года по март 1988 года, свидетельствуют также показания допрошенных в судебном заседании свидетелей Б. и М.
Директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации №ДГШ-1 от 01.08.1992г. введено в действие Положение о порядке отнесения объединений, соединений, частей, кораблей, учреждений и заведений Вооруженных Сил к составу действующей армии в период Великой Отечественной Войны и других боевых действий по защите государственных интересов страны.
Согласно указанному Положению, к действующей армии относятся объединения, соединения, части, корабли, учреждения и заведения, входившие в состав главных командований направлений, фронтов (групп войск и армий), флотов (флотилий), проводивших операции (боевые действия) в период Великой Отечественной Войны или других военных конфликтов по защите государственных интересов – за периоды выполнения ими задач в пределах тыловых границ общевойсковых фронтов или на удалении до 100 км. от уреза воды в пределах операционной зоны действующего флота, в том числе формирования гидрометеорологической и военно-геологической служб.

Учитывая, что К., исполняя обязанности старшего техника-синоптика группы обеспечения полетов военной части ХХХХХ, в период с августа 1985 года по март 1988 года, непосредственно находясь на территории Народной Республики Ангола, где велись боевые действия и в период ведения этих действий выполнял задачи боевого обеспечения боевых полетов экипажей 392 ОДРАП ВВС СФ в Анголе, суд полагает, что факт участия истца в боевых действиях в указанный период на территории иностранного государства с достоверностью подтвержден в ходе судебного разбирательства. При этом суд исходит из того, что метеорологическое обеспечение специальных боевых полетов, является неотъемлемой частью боевых действий авиации.

Ответчиком - Военным комиссариатом Тульской области доказательств, исключающих возможность удовлетворения требований истца – не представлено.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных норм права, а также обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства, суд считает, что требования К. в части признания за ним права на получение удостоверения «Ветеран боевых действий» и обязании выдачи указанного удостоверения, доказанными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая требования истца о взыскании судебных расходов на оплату юридических услуг представителя, суд пришел к следующему.
Согласно п.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.
Статьей 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В качестве доказательства о понесенных расходах, К. представлена копия квитанции №ХХХХХХ от 31.07.2009года, согласно которой истцом за оказание консультаций по правовым вопросам, за составление искового заявления, представление интересов в суде, ТРООУМОВММБ «ХХХХ» уплачена сумма в размере 3 000 рублей.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объем оказанной юридической помощи, учитывая характер возникшего спорного правоотношения, исходя из принципа разумности и справедливости, суд полагает возможным удовлетворить требование К. частично и взыскать с Военного комиссариата Тульской области в его пользу понесенные расходы, связанные с рассмотрением дела в виде затрат на услуги представителя в размере 1000 рублей.
На основании ст. 103 ч. 1 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поэтому госпошлину в сумме 200рублей надлежит взыскать с Военного комиссариата Тульской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования К. удовлетворить частично.

Признать за К. право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий».

Обязать Военный комиссариат Тульской области выдать К. удостоверение «Ветеран боевых действий».

Взыскать с Военного комиссариата Тульской области в пользу К. судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Военного комиссариата Тульской области в доход государства государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Центральный районный суд г. Тулы путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий
Решение вступило в законную силу



 


Вступает в силу: 16 октября 2012 г.

 


Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288 г. Москва "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации"


Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 сентября 2012 г.

Регистрационный N 25551

1. Утвердить прилагаемый Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Феде рации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления обеспечить доведение настоящего приказа до подчиненных объединений, соединений и воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Феде рации, военных комиссариатов, организовать его изучение и выпол нение личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Образовать центральную комиссию Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений для оформле ния и выдачи удостоверений ветерана боевых действий под предсе дательством начальника Главного управления кадров Министерст ва обороны Российской Федерации.

4. Начальнику Главного управления кадров Министерства обо роны Российской Федерации утвердить персональный состав цен тральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостове рений ветерана боевых действий.

5. Командующим войсками военных округов, флотами, коман диру войсковой части 45807 образовать в военных округах, в войсковой части 45807 комиссии по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий под председательством одного из своих заместителей и утвердить их персональные составы.

6. Возложить на Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации общее руководство решением во просов, связанных с выдачей удостоверений ветерана боевых дей ствий в Вооруженных Силах Российской Федерации.

7. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1177 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 марта 2010 г., регистрационный N 16752) и от 16 декабря 2010 г. N 1828 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1177" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Рос сийской Федерации 10 февраля 2011 г., регистрационный N 19783).

8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Министр обороны

Российской Федерации

А. Сердюков

Приложение

Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с постанов лением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52 (ч. II), ст. 5064; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3644).

2. В целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (далее - удостоверение) в Вооруженных Силах Российской Феде рации образовываются:

в военных округах, на флотах, в войсковой части 45807 - комиссии военных округов, флотов, войсковой части 45807 по рас смотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений вете рана боевых действий (далее - комиссии);

в центральных органах военного управления Министерства обороны Российской Федерации (далее - центральные органы во енного управления) - центральная комиссия Министерства оборо ны Российской Федерации по рассмотрению обращений, оформле нию и выдаче удостоверений ветерана боевых действий (далее - центральная комиссия).

Кроме того, на центральную комиссию возлагается руково дство работой всех комиссий, контроль за их деятельностью.

3. Сведения об адресах центральной комиссии и комиссий при ведены в приложении N 1 к настоящему Порядку.

4. Центральная комиссия (комиссия) состоит из председателя, заместителя председателя и членов центральной комиссии (комис сии). Количество членов центральной комиссии (комиссии) должно быть нечетным и составлять:

для центральной комиссии - не менее 11 человек;

для комиссий военных округов, воинской части - не менее 7 человек.

В состав центральной комиссии (комиссий) включаются пред ставители финансовых, юридических, медицинских служб и кадро вых органов, а также других органов и служб по решению должно стных лиц, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего приказа, подпи савших приказы об образовании центральной комиссии (комиссий).

Этими же приказами для выполнения текущей работы из числа членов комиссий назначается секретариат в количестве 2-3 чело век.

При рассмотрении в центральной комиссии (комиссиях) более 300 обращений в месяц создаются подкомиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана бое вых действий (далее - подкомиссии). Количество подкомиссий, их состав и численность определяются по решению должностного лица, подписавшего приказ об образовании комиссии, при этом количество членов подкомиссии не должно превышать установлен ное для центральной комиссии (комиссии).

5. Центральная комиссия (комиссия) осуществляет свою дея тельность в соответствии с планом работы, утверждаемым предсе дателем центральной комиссии (комиссии). При этом заседания центральной комиссии (комиссии) проводятся в сроки, определяе мые председателем центральной комиссии (комиссии), но не реже одного раза в месяц.

Заседания центральной комиссии (комиссии) проводит предсе датель центральной комиссии (комиссии), а в его отсутствие - заместитель председателя центральной комиссии (комиссии).

Решение центральной комиссии (комиссии) о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений принимается большинством голосов и оформляется протоколом заседания центральной комиссии (комис сии).

О месте, дате и времени проведения заседания центральной комиссии (комиссии) члены центральной комиссии (комиссии) уве домляются секретариатом центральной комиссии (комиссии).

В таком же порядке организуется деятельность подкомиссий. Председатели подкомиссий являются заместителями председателей комиссий и в своей деятельности руководствуются их указаниями.

6. Организационное и техническое обеспечение деятельности центральной комиссии осуществляется Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее - Глав ное управление кадров), комиссий - соответствующими кадровыми органами.

Главное управление кадров обеспечивает бланками удостове рений кадровые органы военных округов, флотов и войсковой час ти 45807 (далее - кадровые органы) в соответствии с поданными ими заявками.

II. Условия оформления и выдачи удостоверений

7. Выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (Собрание законодательст ва Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 161; N 19, ст. 2023; 2001, N 33 (ч. I), ст. 3427; 2002, N 30, ст. 3033; N 48, ст. 4743; 2003, N 19, ст. 1750; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1837; N 25, ст. 2480; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 25; N 19, ст. 1748, N 52 (ч. I), ст. 5576; 2008, N 9, ст. 817; N 29 (ч. I), ст. 3410; N 30 (ч. I), ст. 3609; N 40, ст. 4501; N 52 (ч. I), ст. 6224; 2009, N 18 (ч. I), ст. 2152; N 26, ст. 3133; N 29, ст. 3623; N 30, ст. 3739; N 51, ст. 6148; N 52 (ч. I), ст. 6403; 2010, N 19, ст. 2287; N 27, ст. 3433; N 30, ст. 3991; N 31, ст. 4206; N 50, ст. 6609; 2011, N 45, ст. 6337; N 47, ст. 6608) (далее - Федеральный закон "О ветеранах") (за ис ключением гражданских лиц, участвовавших в операциях при вы полнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г.), направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых дейст вий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в на стоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации*.

8. Для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации направляет обращения (военнослужа щие - рапорт по команде, лица гражданского персонала - заявление в произвольной форме на имя непосредственного начальника):

в центральную комиссию - проходящие военную службу (рабо тающие) в структурных подразделениях центральных органов военного управления (кроме войсковой части 45807 и непосредст венно подчиненных ей воинских частях) и в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - организации), им подчиненных, проходящие военную службу (ра ботающие) в главных командованиях видов Вооруженных Сил Рос сийской Федерации и командованиях родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (кроме органов военного управления, воинских частей и организаций, им подчиненных), а также гражда не Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

в комиссии - проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях военных округов, флотов, войско вой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских час тях, проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Иные лица для получения удостоверения обращаются в комис сию военного округа, на территории которого они проживают, че рез военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбы вающие наказание в местах лишения свободы, - по месту нахожде ния исправительного учреждения.

Военные комиссариаты после проверки документов, прило женных к обращению, направляют их для рассмотрения в комис сию военного округа, в состав которого они включены.

9. Для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обра щении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются:

для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) уча стия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") (далее - раздел III Перечня);

для иных лиц - личный номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также террито рия ведения боевых действий в соответствии с разделом III Переч ня.

К обращению прикладываются две фотографии размером 3x4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтвер ждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполне нии задач):

для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного кон фликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней террито риях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответст вующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, опе ративных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реа лизованный наградной материал;

для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористиче ских операций, в которых указаны даты или периоды участия соот ветствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористи ческих операциях и которые утверждены руководителем Регио нального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководите лем контртеррористической операции, либо документы, подтвер ждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал;

для лиц, принимавших участие в боевых действиях в Республи ке Таджикистан**, - выписки из приказов соответствующих коман диров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получен ные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие докумен ты, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал;

для лиц, принимавших участие в боевых действиях при испол нении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР;

для иных лиц, не указанных в абзацах пятом, шестом, седьмом и восьмом настоящего пункта, - документы, определенные Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот вете ранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Россий ской Федерации 10 ноября 2000 г., регистрационный N 2448).

К реализованному наградному материалу относятся: копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о на граждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждаю щего факты непосредственного участия в боевых действиях (вы полнения задач).

Ответственность за подготовку документов (направление за просов для розыска документов), прилагаемых к обращению, воз лагается:

для военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооружен ных Сил Российской Федерации - на непосредственных команди ров (начальников);

для иных лиц - на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства обратившегося либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает на казание обратившийся).

Перед направлением обращения заявителя с приложенными до кументами в центральную комиссию (комиссию) указанные долж ностные лица обязаны:

проверить заявление (рапорт) с приложенными документами на предмет соответствия требованиям, указанным в абзацах с первого по десятый настоящего пункта;

в случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка, направить соответствующие запро сы для их получения. После получения необходимых документов приложить их вместе с копиями запросов к обращению.

III. Порядок оформления и выдачи удостоверений

10. Обращения, поступившие в центральную комиссию (комиссию), подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направ ления запроса в связи с рассмотрением обращения председатель центральной комиссии (комиссии) может продлить срок рассмот рения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение***.

11. По итогам рассмотрения центральная комиссия (комиссия) принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения и в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения (далее - заключение) по рекомен дуемому образцу (приложение N 2 к настоящему Порядку). Заклю чение подписывается заместителем председателя центральной комиссии (комиссии), членами секретариата центральной комиссии (комиссии) и утверждается председателем центральной комиссии (комиссии).

При принятии решения о выдаче (отказе в выдаче) удостовере ния центральная комиссия (комиссия) руководствуется соответст вующими перечнями, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.

12. В случае принятия положительного решения по итогам рас смотрения обращений лиц, указанных в пункте 7 настоящего По рядка, удостоверения оформляются на основании утвержденного заключения кадровым органом, осуществляющим организационное и техническое обеспечение деятельности центральной комиссии (комиссии).

13. Если при рассмотрении документов, приложенных к обра щению, комиссия не может принять решения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения, то обращение и документы направляются на рассмотрение в центральную комиссию для принятия решения. В этом случае срок рассмотрения обращения центральной комисси ей может быть продлен до 30 дней без учета времени на его пере сылку. Центральная комиссия организует проверку представленных документов и после принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения готовит заключение, которое направляется в соответст вующую комиссию, представившую документы на рассмотрение.

14. В случае принятия центральной комиссией (комиссией) решения об отказе в выдаче удостоверения заключение направляет ся в орган военного управления (воинскую часть, военный комис сариат), представивший обращение для рассмотрения.

К заключению прикладываются документы, поступившие в центральную комиссию (комиссию) вместе с обращением.

15. Заполненные удостоверения подписываются начальником Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации или соответствующими начальниками кадровых орга нов военных округов, флотов, войсковой части 45807. Подпись и фотография заверяются печатью установленного образца.

Оформленные удостоверения учитываются в книге учета удо стоверений, выдаются ветерану под расписку либо направляются для последующей выдачи в орган военного управления, воинскую часть, организацию, в которых проходит военную службу (работа ет) обратившийся, или в военный комиссариат по месту постановки на воинский учет (по месту жительства) гражданина, обратившего ся за выдачей удостоверения, либо по месту нахождения исправи тельного учреждения, в котором обратившийся отбывает наказание в виде лишения свободы.

В случае если бланк удостоверения испорчен при заполнении, вместо него оформляется новый, а испорченный бланк удостовере ния уничтожается в кадровом органе с составлением акта, копия которого высылается в Главное управление кадров.

16. После выдачи удостоверения командир (начальник) воин ской части, организации или военный комиссар, его выдавший, в течение 30 суток представляет в установленном порядке для обоб щения отчет в центральную комиссию (комиссию), оформлявшую удостоверение, через Главное управление кадров (кадровый орган военного округа, флота, войсковой части 45807).

Комиссии обобщают отчеты и к 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют их в установленном порядке в Главное управление кадров.

На основании обобщенных отчетов Главное управление кадров ведет учет ветеранов боевых действий. Порядок ведения учета определяется начальником Главного управления кадров Министер ства обороны Российской Федерации.

17. О выдаче удостоверения в пункте 9 удостоверения личности военнослужащего Российской Федерации и в пункте 13 послужного списка личного дела военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в пункте 13 послужного списка личного дела офицера и прапорщика (мичмана) запаса, в пункте 17 военного билета и в пункте 27 учетно-послужной карточки старшины, сер жанта, солдата и матроса, проходящего военную службу по призы ву, в пункте 27 учетно-послужной карточки старшины, сержанта, солдата и матроса запаса, проходившего военную службу по при зыву и по контракту, делается запись следующего содержания: "Удостоверение ветерана боевых действий серия ___N____ выдано "___"_________20___г.".

Запись заверяется командиром (начальником) воинской части (организации Вооруженных Сил Российской Федерации), военным комиссаром, выдавшим удостоверение, или уполномоченным ими должностным лицом и печатью установленного образца.

При выдаче удостоверения лицам, пребывающим в запасе (отставке) и состоящим на воинском учете в военных комиссариа тах, копия удостоверения приобщается к их личному делу.

18. Если удостоверение пришло в негодность или утрачено, по рапорту (заявлению) ветерана боевых действий и на основании соответствующих документов выдается его дубликат.

Основанием для выдачи дубликата являются документы, быв шие основанием для первоначальной выдачи удостоверения либо подтверждающие факт его выдачи****.

Обращения о выдаче дубликата рассматриваются в соответст вии с пунктами 11-15 настоящего Порядка.

В качестве документов, подтверждающих факт выдачи удосто верения, могут рассматриваться справки органов военного управ ления (воинских частей, военных комиссариатов) и их правопреем ников, выдавших удостоверение либо справки архивных учрежде ний, подтверждающих факт выдачи удостоверения, другие доку менты, подтверждающие факт выдачи удостоверения (копия листа книги учета (ведомости, списка, отчета) выдачи удостоверений), а также заверенные копии удостоверения (свидетельства о праве на льготы).

В случае если удостоверение пришло в негодность, то оно при лагается к обращению о выдаче дубликата.

19. Удостоверение может выдаваться в порядке, установленном в пунктах 11-15 настоящего Порядка, в случае если пришло в негодность или утрачено свидетельство (удостоверение) о праве на льготы, образец которого утвержден до 1 января 1992 г.

20. В дубликате удостоверения делается запись следующего со держания: "Дубликат выдан взамен серия___N___". Соответ ствующая запись о выдаче дубликата делается в учетных докумен тах, указанных в пункте 17 настоящего Порядка.

21. Пришедшие в негодность удостоверения или свидетельства, их дубликаты уничтожаются в кадровом органе с составлением соот ветствующего акта, копия которого высылается в Главное управле ние кадров.

* Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52 (ч. II), ст. 5064; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3644).

** Приложение к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

*** Статья 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обра щений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196).

**** Абзац второй пункта 8 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52 (ч. II), ст. 5064; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3644).



© Союз ветеранов Анголы 2004-2024 г. Все права сохраняются. Материалы сайта могут использоваться только с письменного разрешения СВА. При использовании ссылка на СВА обязательна.
Разработка сайта - port://80 при поддержке Iskra Telecom Адрес Союза ветеранов Анголы: 121099 г. Москва , Смоленская площадь, д. 13/21, офис 161
Тел./Факс: +7(499) 940-74-63 (в нерабочее время работает автоответчик)
E-mail:veteranangola@mail.ru (по всем вопросам)