Региональная общественная организация участников оказания интернациональной помощи республике Ангола
Поиск по сайту
Подписка на новости
Ваше имя:
E-mail:
Случайный MP3 файл с сайта
Установите Flash-проигрыватель 07. Дорога на Куито

Перейти к разделу >>
Ю.Белов. Вылет на Калулу

 

Слева направо: переводчик военной миссии Валера Матяж, я, двое советников (фамилий не помню), переводчик английского (по-моему, Сергей Иванов).

В сентябре 1983 года экипаж ГВС в Анголе АН-26 приступил к плановым регламентным работам на самолете. Как переводчик экипажа, я был временно прикреплен к экипажу вертолета ГВС МИ-8. Приближалось время отпуска в Союз. Опять же, надвигался юбилей, 25-тилетие. Самое время съездить домой. И командование пошло навстречу в плане отпуска.
С утра 15-го получил обходной в военной миссии. Не помню точно, зачем, но надо было у кого-то отметиться и получить отпускные документы. А в обед вызывает меня наш старший референт (Борис Кононов): мол, надо слетать на вертолете со СВАПОвскими советниками в их лагерь. Недалеко, в сторону Уамбо, километров 200-250 от Луанды. Есть там небольшой городок Калулу. Смотаетесь туда-обратно, а завтра будешь к отпуску готовиться, ведь билет на самолет в Москву у меня на 17-е число (послезавтра). Ну, надо, так надо. Без переводчика на борту им (экипажу) никак. Связь в аэропорту Луанды и в зоне ответственности аэродрома довольно сложная. Вертолетчики в стране совсем недавно, опыта радиообмена в Анголе никакого. Надо лететь. Сразу на аэродром, подали заявку на вылет, договорились с местными диспетчерами об организации связи по УКВ. Там (в Калулу) оказался местный грунтовый аэродромчик и даже была какая-то связь.
Дождались наших ребят (СВАПОвцев), загрузились, полетели. Через час полета разыскали в лесах этот Калулу. Нашли аэродромчик. Даже связь была. Диспетчер попытался, как положено, вести радиообмен на английском. Но чувствую, у него с этим напряг. Думаю, сейчас он мне тут наговорит про ветер и условия подхода. Говорю ему в эфир, мол, все нормально, говори по-португальски, с божьей помощью сядем. И правда, нормально сели.
Нас встретили муниципальные власти и командование СВАПО. Повезли всех на обед к муниципальному комиссару. Затем СВАПОвцы с советниками - по своим делам, а мы к вертолету. Ждем, когда наши вернутся. Приезжают какие-то смурные. Мы, что да как? Говорят, завтра отряд должен уходить на операцию в леса, надолго. А у них сломана радиостанция, починить не удалось. Придется доставлять им новую, в миссии в Луанде есть несколько запасных. Надо будет опять сюда лететь завтра. Вот, думаю, подготовился к отпуску. Но, думаю, ладно смотаемся завтра, и полдня еще будет в запасе.
На следующий день, пораньше, часов в семь, вылететь не удалось, ждали, пока привезут рацию. Пока нашли того, у кого ключи от склада, кто поставил на подзарядку запасные аккумуляторы к радиостанции... и т.д. Вылетели в десятом часу. Подлетаем к Калулу. Я говорю командиру судна: Боря давай сядем не на аэродроме, а прям недалеко от дома муниципального комиссара, куда нас вчера обедать возили. Там ведь рядом что-то вроде футбольного поля. Ты вчера сам сказал, что вот куда надо было садиться. А то тряслись по колдобинам 4 километра туда-сюда. Он говорит, мол, ну да, смотри, где это футбольное поле. Разворачиваемся над городком и вдруг слышим, как будто кто-то стучит в пассажирской кабине прикладом по полу кабины. Командир мне говорит, Юра, посмотри-ка, что там у ребят, что они гремят, совсем их там что ли укачало. Почему попросил меня – потому что я в вертолете сижу на откидном сиденье между креслами командира и правого пилота. Открываю дверь кабины, выхожу в салон. Мужики все сидят тихо, только какие-то бледноватые и вцепившись в автоматы. Спрашиваю, мол, чего гремим? Сейчас уже посадка. Тут переводчик из миссии Валера Матяж показывает мне на пол кабины, где зияют развороченные, размером с кулак дыры и затем на потолок, где такая же дыра. Больше комментариев не потребовалось. Я назад в кабину. Боря спрашивает, что они там долбят? Говорю: «Боря, это не они, а по нам». «Не понял». «По нам стреляют, говорю».
И вот, что значит подготовка советского боевого летчика. Последовали команды, как из пулемета.
Экипажу осмотреться. Открывает рывком окно со своей стороны. Выглядывает.
Слева дыма, огня нет. Левый двигатель норма. Приборы норма.
Сразу же аналогичные действия правого летчика. Дыма, огня нет. Правый норма.
Я командиру: «Борь, одна сквозная, через днище ушла в потолок; я не спец, но куда-то в район двигателя, т.е. в то место, где винт». По приборам, все в норме.
Снова послышались резкие (как молотком) удары по корпусу.
Командир командует: «Резко уходим левым. На минимально малой». И чуть не цепляясь стойками шасси за макушки деревьев, с резким креном мы рванули в сторону леса.
Командир мне говорит: «Юра посмотри, как там ребята в салоне». Выхожу. «Ну, что у вас, все целы, никто не ранен?».
Нормально, говорят. «А чем вы по ним так долбанули?». Оказывается, пулей перебило жгут кабелей и замкнуло пиропатроны тепловых ловушек, установленных справа и слева по бортам. Вот они и жахнули залпом по "врагу". Это, возможно, и спугнуло нападавших. Думали наверное, что мы НУРСами по ним долбанули. Правда, помимо "салюта", мы лишились связи: перебили кабель подключения к антенне.
Возвращаемся в Луанду на предельно малой высоте, без связи. А ведь в Луанде в районе аэропорта приличный воздушный трафик. И тут правый летчик говорит: «А что, по КВ связи связаться нельзя?». «Ну, можно, в принципе», говорю. «Так наши мужики радиостанцию везут. Пусть подключаются, антенну в иллюминатор высунем или дверь можно открыть. Пусть пробуют». Так и сделали, связались с военной миссией. Летим, мол, "на одном крыле", без связи. Обеспечьте связь с диспетчерской вышкой Луанды, чтобы мы там взлетающие и идущие на посадку Боинги в кучу не собрали. Через 10 минут дали нам КВ частоту резервного канала диспетчеров Луанды. Сказали, что все предупреждены.
Разрешили нам заход поперек посадочной полосы сразу на военный перрон. Сели, вертолет качает из стороны в сторону, пока подруливали к своей стоянке. Оказывается, пулей разорвало в клочья одно из колес передней стойки. Это я потом узнал, когда вышли, и до меня дошло, что эта стойка как раз под моим сиденьем находится. Вот тут и мороз по спине пробежал. Да, кстати о дырке в потолке, что сразу заметили и всю обратную дорогу с тревогой прислушивались к работе двигателя. Когда сняли обшивку в салоне, обнаружили расплющенную пулю прям на шпангоуте (силовой элемент каркаса, типа стального обруча на бочке, шириной 5 см). Так вот в эти 5 см пуля и угодила. Я спросил техников, а если бы правее-левее. Говорят, кирдык, наверное. Видишь, кругом шланги гидравлики привода ротора. Без гидравлики ротор заклинит, а без ротора (они так называют большой несущий винт вертолета) машина планирует как груша. Да, подфартило. Всего насчитали порядка 10 пулевых дырок в фюзеляже и более 20 в лопастях.
Потом, через день, я узнал, что же случилось в Калулу. За несколько часов до нашего прилета городок захватила бригада УНИТА (которую отряд СВАПО совместно с ангольцами собирался ловить-долбать по лесам). СВАПОвцы с остатками ангольского гарнизона отошли в те самые леса, с удивлением наблюдая, как мы летим в город. УНИТовцы увидев над городом вертолет, в полном изумлении начали палить по нему из всего, что было под рукой. Видимо, наш эффектный и непроизвольный "салют" тепловыми ловушкам, привел их в полный ступор и растерянность, так как по нам больше никто не стрелял и мы, как говорится, огородами ушли в Луанду.
Вот так, за день до отлета в отпуск в Москву, ровно за неделю до своего 25-тилетия, я, можно сказать, отпраздновал еще один день рождения.




На заднем плане техники и экипаж считают дырки в фюзеляже.



СОБЫТИЯ

 

Книги Сергея Коломнина
в продаже на Ozon.ru:
«Русский след под
Кифангондо»,

«Мы свой долг выполнили!
Ангола 1975-1992»

Книгу Сергея Коломнина "Мы свой долг выполнили. Ангола 1975-1992" можно приобрести: В Книжной лавке РИСИ: г. Москва, ул. Флотская, д. 15Б. Для посещения магазина нужно заранее созвониться: Телефоны: 8 (915) 055-59-88 8 (499) 747-91-38 8 (499) 747-93-35. 

 

© Союз ветеранов Анголы 2004-2018 г. Все права сохраняются. Материалы сайта могут использоваться только с письменного разрешения СВА. При использовании ссылка на СВА обязательна.
Разработка сайта - port://80 при поддержке Iskra Telecom Адрес Союза ветеранов Анголы: 121099 г. Москва , Смоленская площадь, д. 13/21, офис 161
Тел./Факс: +7(499) 940-74-63 (в нерабочее время работает автоответчик)
E-mail:veteranangola@mail.ru (по всем вопросам)