Региональная общественная организация участников оказания интернациональной помощи республике Ангола
Подписка на новости
Ваше имя:
E-mail:

  Скачать календарь и распечатать в pdf

Педро Марангони (русский)

Доступные файлы для загрузки:

Комментарии Педро Марангони к статье С. Коломнина «Победа под Кифангондо: триумф советского оружия»

/main/nauka/Qifangondo

 

Наша справка. Педро Марангони (фото /upload/1265466298_super_image.jpg)  родился в 1949 г. в  Сан Пауло (Бразилия). В 1971 г. окончил курс Центра подготовки военных летчиков ВВС Бразилии. Профессия - пилот вертолета (налет более 9 тыс. часов).  В 1972 г вступил во Французский легион, в 1973-1974 гг. находился в португальском Мозамбике. После провозглашения независимости Мозамбика в июне 1975 г. переехал в Анголу, где присоединился к  группе португальских белых коммандос (в большинстве своем урожденных ангольцев), формируемой  бывшим португальским губернатором провинции Северная Кванза,  военным советником лидера ФНЛА  Х. Роберто полковником Сантуш и Кастро  и майором Алвешем Кардозо, ранее воевавшем в Мозамбике в составе португальского спецподразделения «Стрелы».

С сентября 1975 по февраль 1976 г.  участвовал на стороне ФНЛА  и ЭЛП  (Португальская армия освобождения) в боях на севере Анголы против войск ФАПЛА и кубинцев. Активный участник исторического сражения за Кифангондо (23 октября – 10 ноября 1975 г.). В бою 10 ноября находился в первых рядах атакующих позиции защитников Кифангондо. Лично принимал участие в бомбардировках Луанды перед сражением. После поражения сил ФНЛА на севере страны перебрался в Родезию, сотрудничал с  РЕНАМО,  в 1979-1980 гг. служил в Испанском легионе. Затем работал пилотом вертолета в Бразилии (район р. Амазонки) в Боливии, Перу. В настоящее время поживает в Бразилии. Написал и  издал ряд книг на основе своих воспоминаний, среди которых «Angola: Comandos especiais contra cubanos» («Ангола: коммандос против кубинцев», вышла в Португалии), «A opcao pela espada» («Выбор в пользу оружия», выдержала в Бразилии два издания) и др.

 

Педро Марангони: Действительно ли четыре установки РСЗО БМ-21 «Град» остановили наступающего на Луанду противника и изменили ход войны?

Да... Но благодаря не своей разрушительной силе, а произведенному моральному воздействию.

Наблюдая за поведением африканцев в бою (не с научных позиций, а опираясь на опыт последних войн), мы пришли к выводу, что на севере континента бойцы более стойкие, и, чем южнее, тем боевой дух бойцов ниже. Будучи на юге Африки, я убеждался, что побеждает всегда наступающая сторона, а обороняющаяся сторона отступает; при этом основная часть потерь приходится на гражданское население – не на военных. Четкая линия фронта отсутствует, как и глубокая мотивация [у бойцов]. Можно ли утверждать, что исход боев определялся числом советников неафриканского происхождения, интернационалистов, наемников или добровольцев? Одни из них были завоевателями, другие – просто оккупантами на завоеванной земле. В значительной степени это относится и к Анголе.

Бойцы не африканского происхождения, имевшие идеалы и волю к победе, страдали от действительно опасного оружия, сеявшего жертвы, в то время как подавляющее большинство африканцев боялось всего, что взрывается и производит шум. Прошу простить мне отсутствие политкорректности, но это правда.

Тогда, в 70-е, меня предупреждали, что не стоит писать о том, что советская 122-мм гаубица – это скорее пугач, не способный эффективно поражать живую силу (так как это могло стать важной подсказкой для противника). Мы больше боялись 81-мм минометов. А 120-мм минометы неизбежно заставляли нас вжиматься в землю...

Я бессчетное число раз видел на асфальте и на земле следы от разрыва снарядов 122-гаубицы и мин 120, 81 и 60-мм минометов. Минометные мины вспахивали грунт в месте взрыва и рисовали «звезду», указывающую на то, что осколки разлетались под очень широким углом, доставая даже лежащих на земле. В то же время осколки снаряда 120-мм гаубицы оставляли меньше следов и разлетались под более узким углом, сам разрыв был громче, а опасность меньше. Во время Битвы при Кифангондо несколько таких снарядов разорвалось в считанных футах от меня, не причинив мне никакого вреда. Я уверен, что, разорвись так близко минометные мины, я был бы выведен из строя.

Применение реактивных систем залпового огня БМ-21 способно оказать разрушительное воздействие на плохо обученных, неопытных и слабо мотивированных бойцов. Вне всякого сомнения, эти установки сыграли решающую роль под Кифангондо, посеяв в рядах ФНЛА и подразделений заирской армии панику, и обратив их в бегство.

Но что же остановило небольшие подразделения, укомплектованные неафриканцами? Во-первых, 76-мм противотанковая пушка, результативно примененная во время абсурдной атаки слабых и полностью обнаруженных «Панаров»; во-вторых, чтобы остановить следовавшие за ними малочисленные  пехотные цепи, были применены зенитные пулеметы (ЗПУ-4?), очереди которых не давали нам поднять головы. Это был ужас!

Но даже если «Панары» не были бы остановлены, и наша маленькая группа смогла продвинуться вперед, за нами никто не последовал бы, так как основная часть подразделений, состоявших из африканцев, в испуге бежала с поля боя под воздействием мощного деморализующего эффекта, произведенного РСЗО БМ-21 «Град».

Я согласен с тем, что это оружие сыграло решающую роль в ходе не только этой битвы, но и войны в целом. Я думаю, что, если бы недисциплинированная заирская армия вошла в Луанду, все было бы разрушено и разграблено мародерами, а через северную границу лавиной хлынуло бы «воинство» Мобуту Сессе Секо, которое установило бы преступный оккупационный режим. А нас, небольшую группу коммандос, которые служили ударной силой из идейных соображений, либо казнили бы, либо посадили, либо изгнали – ведь мы служили препятствием заирскому варварству на ангольской земле.

 

 


 

Педро Марангони: «Военная история – это своеобразная карта, выполненная совместно обеими сторонами, вовлеченными в конфликт

 

Интервью Педро Марангони, данное Сергею  Коломнину

             

Уважаемый Педро Марангони!

Я благодарен вам за ваши уточнения относительно некоторых подробностей Битвы при Кифангондо и за комментарий моей статьи «Победа под Кифангондо – триумф советского оружия», который вы назвали «Действительно ли четыре установки РСЗО БМ-21 «Град» остановили наступающего на Луанду противника и изменили ход войны?».

В вашей статье и последующих уточнениях я нашел ряд очень интересных для меня подробностей в отношении использования в тех боях   14,5-мм ЗПУ-4 (кубинцы и ангольцы называли их «четыре ствола»),  а также, о моральном эффекте, произведенном залпами БМ-21 и точном числе белых португальских коммандос, воевавших на стороне ФНЛА и ЭПЛ (Португальская армия освобождения).

Если вы позволите, хотел бы задать вам ряд вопросов.

 

Вопрос Сергея Коломнина:

- Первый вопрос касается ЭЛП - «Армии освобождения Португалии». (Справка:  правая организация созданная бывшим заместителем директора португальской тайной полиции ПИДЕ В. Кардозо в 1975 г. с целью борьбы против левых движений в самой Португалии и  в ее "заморских территориях" - так назывались Ангола, Мозамбик и др. колонии). Это был просто лозунг, или ЭЛП представляла собой   в Анголе реальную силу, со своей программой, структурой и командованием? 

 

Ответ Педро Марангони:

- Поскольку я получил ваше послание на  хорошем португальском, и вижу, что оно переведено не с помощью электронного переводчика, а тем, кто имеет прекрасное знание португальского, я могу смело отвечать на вопросы на своем родном языке.

Что касается ЭЛП,  то эта организация упоминалась лишь как политическая, как противовес ФНЛА.  И,  хотя полковник  Сантуш и Кастро  (военный советник Х. Роберто и фактически начальник штаба вооруженных сил ФНЛА,  (см. фото: /upload/1265215912_super_image.jpg - С.К.) и  был связан с этой «армией», она   существовала только в  теории и  никогда не являлась реальной, сплоченной, организованной  военной силой, готовой вступить в борьбу.

Она являлась лишь политической организацией. И не помогала нашему военному формированию, которое набирались из числа португальцев, укрывшихся в Родезии, бывшим командиром спецподразделения «Стрелы» Алвишем Кардозо, принадлежавшем португальской тайной политической полиции (ПИДЕ).  Насколько я помню члены группы  полковника Сантуша и Кастро не являлись наемниками. Они   были бойцами, которые жили в Африке и хотели бы там остаться. Их было 153 и я, урожденный бразилец, единственный, кого можно было назвать среди них «иностранцем»,  хотя я и имел двойное гражданство: португальское и бразильское.   Полковник  Сантуш и Кастро появился в Амбрише как военный советник Холдена Роберто и был напрямую связан с нашей группой. Он участвовал в боях, был одет в военную форму, но не носил оружия. После Битвы при Кифангондо он вернулся в Европу.

 

Вопрос Сергея Коломнина:

- Что вы можете сказать о помощи ФНЛА и ЭЛП со стороны США в тот период?

 

Ответ Педро Марангони:

- Что касается помощи со стороны США, то в целом мы получали  ее мало и, если таковая и оказывалась, то, видимо, большая часть этой помощи была присвоена Мобуту.   Во многих статьях преувеличивается действенность американской помощи: их вмешательство было минимальным,  нам  они мало чем помогли. Сегодня  многие исторические книги - это всего лишь дань политике, они полны лжи и преувеличений. Такие книги фальсифицируют историю  деколонизации и только затрудняют послевоенным поколениям изучение того, что действительно происходило и не предостерегают от повторения ошибок прошлого. 

 

Вопрос Сергея Коломнина:

-  В издании «ФАПЛА – оплот мира в Анголе», вышедшем в издательстве Berger-Levrault International, в Париже, в статье «Битва при Кифангондо» на странице 110 можно прочесть, что мост через реку Бенго был взорван саперами ФАПЛА для того, чтобы помешать продвижению войск ФНЛА на Луанду. Некоторые ангольские участники сражения со стороны ФАПЛА упоминают и мост через  озеро Пангила, как взорванный.

Участник сражения генерал Шавиер, начальник Военной академии ВС Анголы (http://jornaldeangola.sapo.ao/20/0/general_xavier_historia_vivida_em_kifangondo) настаивает на том, что мост через Бенго был взорван в момент наступления ФНЛА на Кифангондо.

Другой участник сражения, ныне капитан ВС Анголы, проходящий службу в подразделении Президентской гвардии, Алваро Антонио в интервью ангольскому телевидению (http://allafrica.com/stories/200811120632.html) утверждает: «Мост был взорван, когда по нему двигались три боевых машины, один из них танк (видимо, имеется ввиду AML 90, вооруженный 90-мм орудием, - С.К.), который еще не въехал на мост, а два других броневика упали с моста и их экипажи погибли». Он также добавляет: «В этом бою были захвачены четыре американских наемника, которые потом содержались под арестом в помещении начальной школы в Фунда».

Но если мост через Бенго был взорван,  каким образом войска ФНЛА намеревались переправляться на другой берег, вплавь? Или мост, все-таки не был сильно поврежден и продолжал функционировать? Разрушить мощное капитальное бетонное строение, каким является мост через Бенго, – это не такое простое дело…

 

Ответ Педро Марангони:

- Я читал свидетельства генерала Шавиера, они честные и мне кажется, что  он действительно участвовал  в боях при Кифангондо. Но, ни один из двух упомянутых мостов не был разрушен, и я не понимаю, почему ангольцы  так настаивают на этом факте: невредимые мосты  придают  их сопротивлению большую ценность.  Ясно, что с уничтоженными мостами оборона более надежна, но это означает и то, что МПЛА не рассчитывало по-другому задержать нас.

Может быть, мост через реку Бенго был заминирован, а не разрушен, как это утверждается,  т. е. были установлены взрывные устройства, которые должны были сработать в случае, если бы нас не смогли остановить? Точно также как это случилось с мостом через  Пангилу, где мы нашли следы подготовки к взрыву. Но он так и не произошел. Когда группа португальских коммандос во главе с капитаном Валдемаром захватила мост через оз. Пангила, она обнаружила там остатки бикфордова шнура без взрывчатки. Я сам проезжал по этому мосту, он  был невредим. Мост через Бенго был  также невредим: он был хорошо разведан земли и с воздуха.

Если бы мост через Бенго был  действительно  разрушен, каким образом  потом ФАПЛА и кубинцы перешли в наступление от Кифангондо в направлении возвышенности Кал и  Кашито? Они прошли по мостам. Руководство ФНЛА  было очень обеспокоено тем, что оба моста могли быть взорваны, когда мы пойдем в наступление, а инженерное подразделение заирских войск располагало оборудованием для наведения только одного моста. 

Могу сказать, что единственным мостом, который был основательно разрушен МПЛА,  когда силы ФНЛА  начали большое наступление на Луанду  осенью 1975 г., стал мост в Порто Кипири, по дороге из Кашито. Заирским военным инженерам пришлось построить там паромную деревянную переправу, а потом возвести на этом месте большой металлический мост, который, по-моему, стоит и поныне.

Что касается интервью капитана Алваро Антонио… Нужно всегда помнить: первой жертвой войны становиться правда… Сейчас появилось больше героев, чем самих участников сражения. Был ли он там? Давайте вспомним, что кубинцы с оружием в руках были вынуждены возвращать ангольцев   на позиции, поскольку те бежали в панике. (Ни в одной книге воспоминаний кубинцев о таких фактах не упоминается, - С.К.). Не было под Кифангондо четырех взятых в плен североамериканских  наемников! В том бою попали в плен: заряжающий AML-90 Panhard Ремедиуш, водитель АМL-60 Panhard Серра и наводчик этой машины Оливейра,  все португальцы.

На стороне ФНЛА там был только один  американец, наблюдатель от ЦРУ (имеется в виду представитель ЦРУ США при ФНЛА, советник Х. Роберто Дж. Стоквелл, - С. К.), который не носил оружия и дальше холмов Кал так и не побывал. Настоящие наемники, британцы и американцы, прибыли на север Анголы только месяц спустя после катастрофы под Кифангондо, но ничего уже не смогли сделать, поскольку борьба была закончена.

Мой большой друг Ремедиуш попал в плен, потому что был тяжело ранен (он, кстати, жив и живет сейчас в Португалии), а вот Серра и Оливейра подозреваются в том, что специально загнали свой Panhard  в болото с тем, чтобы дезертировать и  сдаться в плен. Возможно, вы знали Оливейру,  много позже я был удивлен, увидев его по телевизору в качестве военного командира ФАПЛА на юге Анголы!

Вот интересный факт, свидетельствующий, что даже МПЛА не считало нас наемниками, а только использовало это слово в отношении нас как пропаганду: мои попавшие в плен коллеги, в отличие от англичан и американцев, не были осуждены как наемники, и с ними обходились куда как  более гуманно.

Кроме упоминавшихся бывших португальских военнослужащих Ремедиуша,  Серра и Оливейры, попавших в плен под Кифангондо, 7 сентября 1975 г. в боях за Кашито были  пленены бойцами ФАПЛА еще несколько белых португальских коммандос, среди них Кинтину, Фернандеш  и Перейра. См. фото: /upload/1264179068_super_image.jpg).

Подводя итог:  в том бою выбыли из строя один Panhard AML-90, один Panhard АМL-60, грузовик «Мерседес»,  три белых португальца попали в плен.  Этот капитан говорит неправду.

 

Вопрос Сергея Коломнина:

- А какова была судьба большинства белых португальских коммандос после поражения ФНЛА  под Кифангондо? Они отправились в Португалию,  в ЮАР?

 

Ответ Педро Марангони:

- Как я уже упоминал, полковник Сантуш и Кастро возвратился в Европу. Многие уехали из Анголы,  только когда  мы закончили борьбу в феврале 1976 г.,  а некоторые  продолжили воевать.  Как, например, мой коллега, которого мы прозвали «Passarao» (по-португальски «ловкач», «проныра», - С.К.), он, кстати, изображен стоящим справа на фото /upload/1265473138_super_image.jpg . «Passarao» уехал в  Заир, но потом вернулся в Анголу и продолжал воевать. Он родился в Анголе, был белым африканцем, которому отказали в Родине.  Он сформировал и возглавил небольшую боевую группу, действовавшую в районе Амбриша, устраивал засады на кубинцев, воевал вплоть до октября 1977 г., когда получил сильные ожоги. При пожаре вспыхнул его накомарник.  Он агонизировал две недели и умер. Африканцы похоронили его в лесу рядом с фазендой Ложе  в районе Амбриша.

После Анголы многие португальские коммандос вернулись в Родезию, некоторые уехали в Бразилию, пытаясь найти там для себя новую Родину. Другие отправились в Португалию, причем  многие в этой стране никогда ранее не бывали, ведь они являлись белыми африканцами в нескольких поколениях. Потом этих людей подвергали дискриминации португальцы, родившиеся в Европе.

 

Вопрос Сергея Коломнина:

- Как известно, в боях за Кифангондо ФНЛА поддерживала южноафриканская дальнобойная тяжелая артиллерия. Что бы вы могли об этом рассказать?

 

Ответ Педро Марангони:

 - Южноафриканские 140-мм гаубицы G-2 прибыли в район сражения на холмы Кал только днем 9 ноября, а обстрел позиций противника начали  в 5 часов утра 10 ноября. В течение дня их огонь велся со снижением интенсивности, пока  вдруг не смолк совсем. Когда  закончился обстрел из гаубиц, не скажу точно. Но полковник Сантуш и Кастро  позже сообщил мне, что  к 16.30 10 ноября  южноафриканцы УЖЕ эвакуировали с позиций всю технику. Причем, сделали это без приказа, никого не поставив в известность. Они просто бежали, не дождавшись окончания боя. Где-то за Кашито, они побросали гаубицы, сняв с них предварительно затворные приспособления. Ночью  11 ноября в Амбрише их забрал вертолет, и они бежали на свой корабль, находившийся в бухте Амбриша, прихватив с собой затворы от орудий. Все было сделано втайне от ФНЛА. Сами гаубицы G-2  позже  подобрали солдаты ФНЛА, но воспользоваться ими без затворов не могли. Их отбуксировали в Амбризете, где бросили как обычный металлолом.

 

Вопрос Сергея Коломнина:

- Что бы вы могли сказать о  составе и количестве сил и средств группировки ФНЛА, которая наступала 10 ноября 1975 г. на Кифангондо? Сколько было  AML Panhard, орудий, личного состава  (Заир, ФНЛА)?

 

Ответ Педро Марангони:

 - Сообщаю данные (приблизительные) по группировке ФНЛА  в решающем бое 10 ноября.

Артиллерия. Одно 130-мм орудие (Заир), три  140-мм гаубицы G-2 (ЮАР), несколько 120-мм минометов (ФНЛА).

Моторизованные средства:

 В составе группы португальских коммандос полковника Сантуша и Кастро находились: одна бронемашина Panhard 90 (уничтожена в бою); две бронемашины  Panhard  60 (одна потеряна в бою, другая сломалась). Одна бронемашина Panhard VTT (БТР) с боевой группой отступила невредимой, но с нее даже не высаживался десант. Был еще один джип, оснащенный  106-мм безоткатным орудием (в бою не участвовал).

Заирские войска. Около 10 джипов  со 106-мм безоткатными орудиями (в бою фактически не участвовали), около 15  AML Panhard разных типов, причем они даже не пересекали мост через Пангилу, израсходовали весь боезапас  своих орудий и минометов и отступили; несколько 20-мм зенитных орудий, смонтированных на джипах (не участвовали в бою).

Личный состав:

Коммандос. Из 154 человек в бою непосредственно участвовали около 80.  Десять человек при  атаке пересекли мост через оз. Пангила, остальные во время боя находились в районе этого моста.

ФНЛА. Около 800 человек (не уверен, это приблизительное количество), причем ни один из них не пересекал мост через оз. Пангила в направлении Луанды.

Заир. Один батальон пехоты (говорят, что два, не знаю), инженерная команда. Два грузовика «Мерседес» с заирскими солдатами пересекли мост через оз. Пангила и сразу за первым поворотом дороги начали умирать под огнем, без единого шанса уцелеть. Их возвратилось немного, почти все раненые. Позже, уже ночью вернулся и один из грузовиков с несколькими солдатами.

Когда  к 18 часам 10 ноября  я под обстрелом добрался с поля боя до холма Кал, все было уже кончено. На нашем командном пункте было пустынно,  там находились только Panhard VTT (БТР) и штабной джип.

Ночью 11 ноября 1975 г. после поражения в битве, на высоте Кал вместе с полковником Сантуш и Кастро оставались всего 26 человек, все португальские коммандос, все офицеры. Перед МПЛА  не было ни одного солдата ФНЛА. Все они бежали в лес, брошенные своим командованием,  а заирские войска отступили в Кашито.

 

Вопрос Сергея Коломнина:

- В большинстве источников о битве за Кифангондо упоминаются три самолета «Буканир»  ВВС ЮАР, которые подвергли бомбардировке позиции ФАПЛА и кубинцев рано утром 10 ноября 1975 г. Между тем, участник сражения ангольский генерал Шавиер опровергает этот факт Он вспоминает: «ФАПЛА  ожидали главное наступление 10 ноября 1975 г. Стрелки часов показали 5 утра, когда в небе показались два самолета. Они облетели позиции ФАПЛА на холме Кифангондо. Первое впечатление было такое, что они собираются нас бомбить, но этого не случилось. Это был разведывательный полет с целью выяснить подходы к позициям и состояние мостов. В воздухе находились легкие самолеты-разведчики, которые действовали с аэродрома в Амбрише, или с небольших ВПП, таких, как например, в Мартиньш де Алмейда».

Как бы вы могли прокомментировать его слова? Могли там действовать бомбардировщики ВВС ЮАР и легкие самолеты-разведчики, принадлежавшие ФНЛА? Была ли вообще задействована в той битве южноафриканская боевая авиация?

 

Ответ Педро Марангони:

- Самолеты? Это интересно. Подтверждаю слова генерала Шавиера,  в небе над полем боя действительно были наши самолеты, но самые обычные, легкие гражданские, для  разведки, и взлетали они  из Амбриша. Но это было днем 10 ноября. Уже закончился обстрел Луанды  из южноафриканских  140-мм гаубиц. После этого, орудия перенесли огонь против Кифангондо. Возможно их обстрел, который совпал по времени с полетом этих самолетов, кто-то мог принять его за воздушную бомбардировку.

Но вот загадка. Действительно, около  5 часов утра 10 ноября я услышал шум, напоминающий звук реактивных боевых самолетов на большой высоте, а  потом послышались три глухих взрыва, но где-то далеко в районе между Кифангондо и Луандой. Была ли это авиабомбардировка? Или, может быть, обстрел из орудий боевого фрегата ВМС ЮАР, который находился недалеко в заливе на дистанции выстрела? Это только мои предположения. Даже полковник Сантуш и Кастро или майор Алвеш Кардозо не имели сведений о нашей поддержке со стороны авиации и флота ЮАР. Если и были такие попытки, они  не могли иметь успеха, из-за трудностей наведения, вызванных слишком близким расположением сил противников на поле боя.

 

Вопрос Сергея Коломнина:

- В вашей книге   «А Opcao Pela Espada» имеется подробная карта-схема позиций под Кифангондо ФНЛА и заирских войск, с одной стороны, и ФАПЛА и кубинцев, с другой. Даже с точным указанием числа орудий. (См.: /upload/1264786543_super_image.jpg)

Вы обозначили на схеме четыре БМ-21 на позициях ФАПЛА и кубинцев случайно или имели более или менее точную  разведывательную информацию?

Многие источники утверждают, что БМ-21 под Кифангондо было шесть. По моему мнению, которое основывается на некоторых воспоминаниях, накануне 10 ноября в Анголу были доставлены только четыре боевые машины РСЗО БМ-21 «Град». Как вы можете это прокомментировать?

 И что бы вы могли сказать по поводу кары боевых действий, выполненной ангольцами и которая выставлена на нашем сайте: /upload/1265475698_super_image.jpg ?

Ответ Педро Марангони:

 - Эта ангольская карта   /upload/1265475698_super_image.jpg на самом деле очень ценный документ. Да, там обозначены позиции ФАПЛА и кубинцев так, как я их приблизительно и представлял себе. Обратите внимание, что в легенде имеется символ «Разрушенный мост для предотвращения наступления врага»,  а вот на самой карте местности этого символа, что странно, нет! Снова  разрушенные мосты...

Указание на участие наемников в боях целиком относятся к нашей группе, поскольку наемники Каллана прибыли в Анголу позже. (Имеется в виду группа английского наёмника греческого происхождения  Костаса  Георгиуса, действовавшего под псевдонимом «полковник Каллан»,  пленная и осужденная позже ангольским судом, - С.К.). Наши позиции и маршруты следования на Кифангондо и последующего отхода обозначены правильно, только отсутствуют даты. Заметьте, что они правильно помещают нашу группу в авангард, а силы ФНЛА во второй эшелон (тыл). Словом, за исключением символов разрушенного моста и сомнительной авиабомбардировки, эта карта мне кажется  честной.

Что касается моей карты  /upload/1264786543_super_image.jpg, то она была выполнена по памяти, без масштаба и соотношения с реальной географией местности, на ней только то, что я запомнил в ходе сражения. Со стороны ФНЛА, Заира и португальских коммандос, все точно. Со стороны противника – только мои предположения. Но то, что касается противотанковых пушек (имеются в виду три 76-мм пушки ЗИС-3, - С.К.), то их расположение было определено в  ходе первой разведывательной вылазки, проведенной коммандос лейтенантом Паишем.

Количество БМ-21 я вычислил по последовательности пусков ракет, когда залпы происходили с наибольшей интенсивностью. А также по району   падения реактивных снарядов (их концентрации). Но это только мои предположения, которые сегодня, похоже, подтверждаются. (См.: /main/nauka/Qifangondo)

Одно замечание: в моей книге «Сталинский орган»  - это общий термин, под которым мы подразумевали любую ракетную установку калибра 122 мм, и одноствольную «монокашито», и многоствольный БМ-21. (См.:/main/nauka/Qifangondo#_edn64)

Если у вас имеются более точные данные, разрешаю поправить и уточнить мою карту в отношении анголо-кубинских сил и средств.

 

 Вопрос Сергея Коломнина:

- Не могли бы вы прокомментировать фотографии, выставленные на странице нашего сайта посвященные тематике битвы за Кифангондо /main/nauka/fotokifangondo?

Например, фото №№9 и 11 – подлинные ангольские фотографии уничтоженных бронемашин Panhard 90. Возможно, вы знаете, кто изображен рядом с Х. Роберто на фото №3? На фото №4, по вашему мнению, солдаты ФНЛА или заирские военнослужащие?

 

Ответ Педро Марангони:

- Человека на первом плане на фото №3 /upload/1264175592_super_image.jpg я не знаю, а вот за Холденом Роберто стоит бразильский журналист и советник Президента (имеется в виду председатель ФНЛА  Х. Роберто, - С.К.)  Фернандо Луиш да Камора Кашкудо.

Фото  №4 /upload/1264175329_super_image.jpg мне кажется еще со времен, когда ФНЛА был  сильной организацией,  и сделано оно еще до начала гражданской войны в Анголе, и даже до 25 апреля 1975 г. (дата революции в Португалии, - С.К.). Возможно, снимок сделан в Заире на базе ФНЛА в Кинкузо. В Анголе я никогда не видел войск ФНЛА в таком количестве.

Фото №9 и 11 /upload/1264178472_super_image.jpg   /upload/1264254311_super_image.jpg

не могу идентифицировать, но скажу, что в ходе гражданской войны на севере Анголы португальские коммандос потеряли всего один Panhard-90 под командованием лейтенанта Паиша под Кифангондо.

Что касается фото №12, /upload/1264179068_super_image.jpg  я уже говорил, что это первые коммандос, захваченные  в плен в битве за Кашито 7 сентября 1975 г. Противник имел численное превосходство,  и фактор на внезапности. Но несмотря на это и   устаревшее вооружение,  они сражались хорошо. Слева направо (белые): Кинтину из взвода G-3, Фернандеш, бывший парашютист из взвода  MAG и Перейра, водитель грузовика «Мерседес».

Я обнаружил у себя в архиве еще несколько фото, относящихся к Кифангондо, которые нигде и никогда ранее  не публиковались. И, хотя снимки  плохого качества, они очень ценны, и я разрешаю вам их опубликовать на сайте. Эти фото были мне переданы их автором, Азиведо, одним из членов экипажа Panhard-60, избежавшем пленения (два других члена экипажа были захвачены ангольцами в бою под Кифангондо).

На фото /upload/1265225452_super_image.jpg  запечатлено прибытие южноафриканской артиллерии (140-мм гаубицы G-2) на холмы Кал (Morro da Cal). Слева видна деревянная пирамида – геодезический знак, который демаскировал для противника наши позиции,  но который никто даже не потрудился снести.

На другом фото наши три  бронемашины  Panhard, стоящие в укрытии, где мы провели ночь перед решающим сражением под Кифангондо.  /upload/1265477608_super_image.jpg

Еще  на одном фото изображен  Panhard-90 лейтенанта Паиша, готовый спуститься с горы к озеру Пангила, на флаге, водружённом на башне,     надпись «Отважный» /upload/1265225116_super_image.jpg

 На другой цветной фотографии /upload/1265217091_super_image.jpg, сделанной после захвата нами Кикабо,  джип, в котором сидит коммандос Ремедиуш, позже попавший в плен под Кифангондо. В руках у него  тот самый  M-79,  о котором генерал Шавиер сказал, что  oн сейчас находится в музее ВС в Луанде (см.: http://jornaldeangola.sapo.ao/20/0/general_xavier_historia_vivida_em_kifangondo)

И еще одна интересная фотография  /upload/1265478619_super_image.jpg, на которой изображен самолет «ВВС ФНЛА» «Сессна-180», вернувшийся после бомбардировки Луанды. (П. Марангони пред битвой при Кафангондо в качестве летчика несколько раз летал на бомбежку Луанды импровизированными зарядами ВВ, также разбрасывал с самолета над городом листовки, агитирующие жителей в пользу ФНЛА и Х. Роберто, - С.К.). На ней вместе с другими изображен я и гражданский летчик Рабело после моей бомбардировки здания радиостанции МПЛА в Луанде. Люди с закрытыми лицами – это взрывники, которые готовили импровизированные бомбы, которые я  сбрасывал на город.

В заключении хочу сказать.  Публикуя эти фотографии и мои воспоминания, Veteranangola.ru, таким образом, вносит свой  вклад не только в восстановление правдивой военной  истории Анголы, но и способствует устранению несправедливого и дискриминационного барьера, возведенного между африканцами и европейцами.  Все это должно стать известным,   хотя бы как память о жертвах той войны.

Правдивая военная история – это как своеобразная карта, выполненная обеими сторонами, вовлеченными в конфликт. Я считаю,  то, что мы делаем – это возможность продемонстрировать миру, что настоящие военные, будучи профессионалами в своей работе,  не являются личными врагами.

 

 


 

Vercao Portuguesa



Pedro Marangoni:  Quatro MLRS BM-21 Grad deteram os inimigos que avancavam sobre Luanda e mudaram o rumo da guerra?

Sim, mas como arma de efeito moral e nao destrutivo.

Pedro Marangoni  /upload/1265466298_super_image.jpg nasceu em Sao Paulo , Brasil  em 1949. Foi formado no Centro de Formacao de Pilotos Militares da Forca Aerea Brasileira (1968-1971). Ocupacao - Piloto de Helicopteros, 9.000 horas de voo. Serviu na Legiao Estrangeira  Francesa (1972-1973). Depois viveu em Mocambique (1973-1974). Chegou para Angola em Junho 1975, combateu com o grupo do coronel Santos e Castro ao lado da FNLA.   Participou na Batalha de Quifangondo (23 de Outubro - 10 de Novembro de 1975). Abandonou a luta em Fevereiro de 1976.  Viveu na  Rhodesia (1976 – 1977). Depois esteve com a Resistencia Nacional Mocambicana, na regiao de fronteira com a Rhodesia, Inyanga, Umtali. Em 1979-1980 serviu na Legiao Espanhola. Depois de Africa voltou para o Brasil e trabalhou na Amazonia (Brasil), Bolivia e Peru, como piloto de helicopteros por cerca de 20 anos. Agora vive no Brasil.

Livros publicados: “Angola-Comandos especiais contra cubanos” . “A opcao pela espada” (Brasil, 2 edicoes). “Maria da Silva e a era do nao” (Brasil). “A grande manada/o infinito nao tem pressa” (Brasil). 

Observando o comportamento dos africanos em combate, de um modo nao cientifico mas baseados em guerras recentes, verificaremos que a sua combatividade decresce do norte para o sul do continente negro. Minha experiencia na Africa Austral mostrava que quem atacava vencia, quem era atacado recuava sempre e a maior parte das vitimas eram civis, nao militares. Frentes elasticas e combatentes sem qualquer motivacao mais profunda. Era a proporcao de nao-africanos – advisers, internacionalistas, mercenarios, voluntarios, etc., que decidia os confrontos. Estes eram tropas de conquista, os outros, de simples ocupacao de terreno conquistado. E assim aconteceu tambem em Angola, de forma significativa.

Os combatentes nao-africanos com ideais ou vontade de vencer eram afetados por armas que realmente eram perigosas e produziam baixas; a esmagadora maioria africana temia qualquer coisa que explodia e fizesse barulho. Desculpem-me por nao ser politicamente correto, mas esta e a verdade.

Fui, nos anos setenta, advertido de que estaria fornecendo informacoes importantes ao inimigo, ao menosprezar em artigos escritos, o 122 sovietico, que considerava uma arma de efeito moral, nao efetivo para causar baixas. Mas assim o via, como os demais colegas de combate. Temiamos mais um morteiro 81. Um morteiro 120, entao, nos pregava ao solo, irremediavelmente...
Observei incontaveis vezes, a marca deixada no asfalto ou no solo, por explosoes do 122 e dos morteiros 120, 81, 60. Os estilhacos dos morteiros rasgavam o solo no ponto de impacto, desenhando uma estrela, mostrando que varreram o solo em trajetoria rasante, atingindo mesmo quem estivesse deitado. Ja o 122 deixava poucas marcas, com estilhacos sendo lancados em angulo mais fechado, mais alto e menos perigosos. Varios cairam a poucos metros de mim na batalha de Quifangondo, sem maiores danos. Tenho certeza que qualquer morteiro caindo na mesma curta distancia teria me posto fora de combate.

Mas a capacidade de lancamento multiplo, apido, sequencial dos MLRS BM-21 e devastador para tropas mal treinadas, inexperientes ou pouco motivadas. Sem nenhuma duvida eles foram decisivos para o panico e a debandada geral das tropas da FNLA e zairenses em Quifangondo.
E o que deteve a pequena tropa nao-africana? Em primeiro lugar, os canhoes anti-carro 76 mm, que aproveitaram o absurdo avanco das frageis Panhard totalmente descobertas; em segundo lugar, para segurar os poucos infantes que seguiriam atras delas, as metralhadoras anti-aereas (ZPU-4?) cujo tiro podiamos sentir sobre nossas cabecas e que nao nos deixavam levantar do solo.

Mas, mesmo se as Panhards nao fossem detidas e nosso pequeno grupo pudesse avancar, nao teriamos ninguem nos seguindo, pois o grosso da tropa africana debandara apavorada pelo efeito psicologicamente devastador dos MLRS BM-21 Grad...

Resumindo, sim, concordo que esta arma foi decisiva nao so no rumo da batalha, mas de toda a guerra. Acredito que se o indisciplinado exercito zairense entrasse em Luanda, tudo seria arrasado e saqueado e uma avalanche de tropas de Mobutu Sesse Seko se despejariam pela fronteira norte, numa ocupacao criminosa. E nos, o pequeno grupo de comandos especiais que por um ideal, serviu de ponta de lanca, seriamos dizimados ou presos ou expulsos, pois representavamos um obstaculo as barbaries zairenses em solo angolano.


Vercao Portuguesa 

Pedro Marangoni: «A bem da historia militar sera um mapa incomum, feito em conjunto pelos dois lados opostos envolvidos»

 

 Entrevista

do ex-combatente da Batalha do Quifangodo ao lado da FNLA Pedro Marangoni, cedida ao Secretario da imprensa da Uniao Russa dos Veteranos de Angola

Serguei Kolomnin

 

 

Serguei Kolomnin:

Estimado Pedro Marangoni!

Fico-lhe muito grato por suas mensagens relativas a Batalha de Quifangondo, em particular pelo artigo "Quatro MLRS BM-21 Grad deteram os inimigos que avancavam sobre Luanda e mudaram o rumo da guerra?", que ja foi publicado no nosso website em russo e portugues.

Encontrei nas suas mensagens alguns elementos muito interessantes para mim, como historico, em particular, em relacao ao efeito provocado pelas metralhadoras anti-aereas ZPU-4 de calibre 14,5 mm (os angolanos e cubanos os chamavam "cuatro bocas"), ao efeito moral, produzido por salvas de BM-21 e tambem acerca do numero exacto de comandos especiais portugueses ao lado da FNLA e ELP (Exercito de Libertacao Portugues). E mais algumas perguntas, se permitir.

 

- O ELP – foi simplesmente o slogan, ou forca real com a estructura, programa e o comando formados?  

 

Pedro Marangoni:

 

- Como recebi sua mensagem em portugues correto, vejo que nao e atraves de tradutor eletronico e sim de quem tem otimos conhecimentos da lingua portuguesa, portanto ficarei mais a vontade para responder em meu idioma.

O ELP so seria mencionado de forma politica, tentando comprometer a FNLA e tambem porque dizia-se que o Coronel Santos e Castro  /upload/1265215912_super_image.jpg era ligado a este "exercito" que considero apenas teorico, nunca chegou a existir como forca real, coesa, organizada e pronta para combate. Apenas uma organizacao politica. Nunca ajudou nossas tropas, que foram recrutadas entre portugueses refugiados na Rhodesia, pelo comandante das Flechas, Alves Cardoso, da DGS/PIDE. Mas os membros do grupo do Coronel Santos e Castro nao eram mercenarios, eram combatentes, que viviam em Africa e quiseram ficar la para passar ali a sua vida. Era composto por 153 portugueses mais eu. O unico militar do grupo que poderia se chamar de “estrangeiro" era eu, brasileiro, mas com dupla nacionalidade portuguesa. O Coronel Santos e Castro apareceria em Ambriz, como adviser militar de Holden Roberto e ligacao com o nosso grupo. Depois passara a participar dos combates, fardado mas sem armas. Depois de Quifangondo volta a Europa.

 

 

Serguei Kolomnin:

 - O que pode dizer da ajuda dos EUA a FNLA e ao ELP?

 

Pedro Marangoni:

 - Quanto  a ajuda dos EUA, tinhamos pouco apoio e se os EUA ajudavam mais, provavelmente a ajuda era desviada por Mobutu. Muitos artigos tambem exageram a atuacao dos norte-americanos, que pouco interviram e pouco nos ajudaram. Muitos livros historicos agora apenas mais uma obra politica, repleta de mentiras e exageros; estes livros prestam-se para falsear a historia da descolonizacao e dificultar para que as geracoes pos guerra conhecam o que se passou realmente e aprendam a nao repetir erros do passado.

 

Serguei Kolomnin:

- Na edicao "FAPLA baluarte da paz em"  (Berger-Levrault International, Paris. Р. 110) le-se, que a ponte sobre rio Bengo tinha sido  destruida pelos sapadores das FAPLA para impedir o avanco da tropa da FNLA. Alguns angolanos participantes na Batalha de Quifangondo (FAPLA) mencionam a de Panguila tambem como destruida. O General Xavier, actual responsavel da Academia Militar das Forcas Armadas Angolanas  (http://jornaldeangola.sapo.ao/20/0/general_xavier_historia_vivida_em_kifangondo) tambem insiste no facto a ponte sobre rio Bengo tinha sido destruida.

Outro ex-combatente (FAPLA) Alvaro Antonio, que e o capitao, actualmente colocado na Unidade da Guarda presidencial (UGP) (http://allafrica.com/stories/200811120632.html) na entrevista a TV angolana afirma: "Nesta altura em que se destruiu a ponte estavam a atravessar tres viaturas, entre as quais um tanque que ainda nao tinha passado, tendo as outras duas caido com a ponte, morrendo os seus ocupantes". Ele acrescentou ainda, "que desta accao resultou a captura de quatro mercenarios norte-mericanos que permaneceram encarcerados na ex-sala do director da Escola Primária da Fazenda experimental da Funda".

Se a ponte do Bengo estava destruida, de que maneira a tropa da FNLA tencionara e conseguiria atravessar o rio? A nado?

Ou a ponte sobre rio Bengo continuava a funcionar, tendo so alguns danos nao significativos? Conforme a minha experiencia militar explodir e destruir a ponte solida, construida em betao e uma coisa nao facil…

 

Pedro Marangoni:

- Encontrei as recordacoes do General angolano Xavier honestas, parece-me ele realmente esteve em Quifangondo. Mas nenhuma das duas pontes estavam destruidas e nao entendo porque os angolanos insistem em mentir sobre um facto que daria ate mais valor a luta deles... Claro com a ponte destruida, seria uma defesa mais segura, praticamente admitindo que nao conseguiriam deter o inimigo. A ponte destruida seria uma protecao a mais.

Talvez a  ponte do Bengo estivesse SABOTADA, NAO DESTRUIDA, OU SEJA, COLOCARAM AS CARGAS EXPLOSIVAS E NAO DETONARAM, TAL SERIA FEITO APENAS SE NAO CONSEGUISSEM NOS DETER! Sera que isso aconteceu tambem na ponte do Panguila, onde encontramos os cordoes detonantes? E a explosao teria falhado?

Um grupo de comandos com o capitao Valdemar precedeu o grande ataque, infiltrando-se pela madrugada e tomando a primeira ponte, do Panguila. Apenas cordoes detonantes foram encontrados, sem explosivos. Eu proprio passei por ela, intacta. A segunda ponte tambem, no primeiro ataque foi avistada inteira pelos blindados e tambem pelos avioes de reconhecimento.

Se a ponte do Bengo estava destruida, como posteriormente as Faplas/cubanos avancaram contra o Morro da Cal e Caxito? Pelas pontes...A preocupacao da FNLA era que, as duas pontes fossem destruidas quando avancassemos e a engenharia zairense so tinha uma ponte disponivel para construir.

Ainda sobre pontes: a unica ponte importante que foi destruida pelo MPLA, quando do grande avanco da FNLA rumo a Luanda foi a de Porto Quipiri, na saida de Caxito. Ai a engenharia zairense construiu uma flutuante, de madeira e depois uma grande ponte metalica, que permanece ate hoje.

Depoimento do capitao Alvaro Antonio... lembremos sempre: a primeira vitima da guerra e a verdade... Atualmente existem mais herois que combatentes na ocasiao da batalha... estaria ele la? Lembremos que os cubanos, de arma na mao tiveram que obrigar os angolanos a voltarem para os postos de combate, pois fugiam em panico. Nao existiram, por exemplo, quatro mercenarios norte-americanos capturados! No combate, foram capturados apenas o municiador da Panhard-90 Remedios, o condutor da Panhard-60 Serra e seu atirador Oliveira, todos portugueses. Americano so havia um, observador do CIA, sempre desarmado, que nao saiu do Morro da Cal. Os autenticos mercenarios apareceram no Norte de Angola um mes depois de Quifangondo, eram na verdade os Ingleses e Americanos, mas nao conseguiram nada, pois a luta ja tinha terminado.

O meu grande amigo Remedios foi capturado porque foi ferido com gravidade (esta vivo e hoje mora em ), mas Serra e Oliveira suspeita-se que forcaram a queda da Panhard-60 no pantano para se entregar, desertando. Talvez voce tenha conhecido Oliveira, fiquei surpreso ao ve-lo na televisao, anos mais tarde como comandante militar das FAPLA num setor no Sul de Angola!

Um facto interessante e que nem mesmo o MPLA nos considerava realmente mercenarios, apenas usavam como propaganda, pois meus colegas capturados nao foram julgados com os ingleses e americanos e tiveram tratamento mais humano. Alem de Remedios, Serra e Oliveira, capturados em Quifangondo, anteriormente haviam sido capturados na batalha de Caxito em 7 de Setembro de 1975 os comandos especiais brancos: Quintino, Fernandes e Pereira. Eles estao na foto do seu  arquivo:/upload/1264179068_super_image.jpg  

Resumindo, no Quifangondo ficaram no terreno uma Panhard-90, uma Panhard-60 e um caminhao Mercedes zairense; brancos capturados – 3, todos portugueses. O tal capitao mente.

 

Serguei Kolomnin:

- Qual foi o destino da maioria dos comandos portugueses apos o desastre do Quifangondo?  Portugal ? Africa do Sul?

 

Pedro Marangoni:

- Como ja disse o coronel Santos e Castro voltou a Europa. Outros foram-se embora depois que abandonamos a luta em Fevereiro de 1976, alguns continuaram a luta. Por exemplo, o meu  colega a quem chamavamos "Passarao" (esta de pe, na extrema direita na foto /upload/1265473138_super_image.jpg). Tomei conhecimento que ele retornou do Zaire e continuou combatendo sozinho (ele havia nascido la, era um africano branco a quem negavam a patria), fazendo emboscadas contra os cubanos, formou e comandou um pequeno grupo, atuando na regiao de Ambriz, ate que em Outubro de 1977, sofreu queimaduras graves com o mosquiteiro que pegou fogo e agonizou por duas semanas ate morrer. Foi enterrado pelos africanos na mata perto da Fazenda Loge, regiao de Ambriz.

Apos Angola os comandos portugueses voltaram para a Rhodesia, alguns para o Brasil, buscando uma patria nova e outros para Portugal, pais que alguns nunca haviam estado, africanos brancos de varias geracoes e que foram muito discriminados pelos portugueses na Europa.

 

Serguei Kolomnin:

- E de conhecimeto geral, que atacando contra Quifangondo a FNLA e  os zairenses foram apoiaos pela artilharia de longo alcance  sul-africana.  O que poderia dizer a este respeito?

 

Pedro Marangoni:

- As pecas   140-mm G-2 sul-africanas chegaram ao Morro de Cal na tarde do dia 9 e comecaram o fogo de barragem no dia 10 por volta das 05:00H;  foram diminuindo a intensidade do fogo ate cessar de vez, nao sei precisar o momento. Segundo o сoronel Santos e Castro, que me informou pessoalmente, as 16:30H (04:30 PM) os sul-africanos se retiraram do local com todo o material, sem autorizacao ou comunicar a ninguem. Os sul-africanos fugiram durante o combate. Apos Caxito abandonaram os obuses sem as culatras e foram resgatados em Ambriz, já noite, por um helicoptero. Fugiram de helicoptero para um barco na costa de Ambriz, levando as culatras dos obuses 140-mm G-2. Tudo a revelia da FNLA. Os obuses posteriormente foram rebocados pela FNLA, mas sem poder usa-los, acabaram em Ambrizete como ferro velho.

 

Serguei Kolomnin:

- Poderia pormenorizar o despositivo de combate e a composicao da forca da FNLA e zairenses? Quantos carros Panhard, soldados (FNLA e zairenses), pecas de artilharia haviam no palco de combate no dia 10 de Novembro perante o ultimo ataque contra Quifangondo?

 

Pedro Marangoni:

 - Numeros aproximados.

Artilharia:  1 canhao 130-mm, Africa do Sul 3 obuses 140-mm, FNLA alguns morteiros 120-mm.

Cavalaria: Comandos Especiais: 1 Panhard-90 (destruida), 2 Panhards-60 (uma destruida e uma avariada), 1 VTT Panhard com um grupo de combate, retornou ileso sem lancar a tropa, um jeep com canhao 106-mm sem recuo (nao participou).

Zaire: cerca de 10 jeeps com canhao 106-mm sem recuo (nao participaram), umas 15 Panhards diversas, nenhuma participou do combate, assim que transpuseram a ponte do Panguila descarregaram toda a municao e recuaram. Varios canhoes antiaereos 20-mm montados em jeeps (nao participaram).

Infantaria: Comandos, dos 154, cerca de 80 participaram do combate, apenas uns 10 cruzaram a ponte do Panguila avancando, o restante nao avancou, permaneceu antes da ponte.   

FNLA: cerca de 800 homens (nao tenho certeza, numero aproximado), nenhum cruzou a ponte do Panguila.

Zaire: um batalhao de infantaria (dizem dois, nao sei), uma equipe de engenharia; dois caminhoes Mercedes, carregados de soldados zairenses cruzaram a ponte do Panguila e comecaram a morrer sem chance de defesa na primeira curva depois da ponte. Poucos voltaram, quase todos feridos. Um dos caminhoes retornou a noite, apos o combate, com alguns homens.

Quando recuei para o Morro da Cal, debaixo de cerrado bombardeio, por volta das 18:00H (06:00PM) do dia 10, tudo estava completamente deserto e as unicas viaturas eram o jeep do staff e a nossa VTT Panhard.

Na noite de 11 de Novembro 1975, apos a derrota, juntamente com o Coronel Santos e Castro,  apenas 26 homens ficaram na frente de combate no Morro da Cal, todos comandos especiais, portugueses, entre eles todos os oficiais. Nenhum dos quadros da FNLA.  A FNLA simplesmente fugiu  mato adentro sem comando e os zairenses recuaram para o Caxito.

 

Serguei Kolomnin:

- A maioria das fontes (livros, recordacoes) mencionam os tres avioes da FA sul-africana  "Buccanir" a bombardear as posicoes FAPLA/cubanos na manha do dia 10 de Novembro.

De outro lado,  o General Xavier (Jornal de Angola, 13 de Janeiro 2010. General Xavier: História vivida em Kifangondo) diz o seguinte: "as FAPLA estavam a espera de uma investida maior no dia 10 de Novembro de 1975. O relogio indicava 05H00, quando dois avioes se fizeram aos ceus flagelando as posicoes das FAPLA, no Morro de Kifangondo. A primeira impressao e que fomos bombardeados pela aviacao, mas nao. Eram voos de reconhecimento que iam verificar os acessos, principalmente o estado das pontes…" E acrescenta: "eram avionetas de reconhecimento, que partiam da pista do Ambriz ou de pequenas pistas em fazendas como a Martins de Almeida".

Como poderia comentar estas palavras do veterano? Eram bombardeiros da Africa do Sul ou avionetas de reconhecimento FNLA? Se havia realmente aviacao sul-africana envolvida nessa batalha?

 

Pedro Marangoni:

- Avioes? Isto e muito interessante, confirmo as palavras do General Xavier, eram apenas dois avioes nossos, convencionais, civis, de observacao, decolados de Ambriz, mas ja era dia claro. Os primeiros tiros dos 140 sul-africanos foram em Luanda e depois foram recuando o alcance para atingir Quifangondo, coincidindo com a passagem dos avioes,o que para leigos poderia ser tomado por um bombardeio aereo.

Misterio: realmente por volta das 05:00H ouvi um ruido semelhante a jactos de combate em grande altitude e depois tres explosoes surdas, nao mais, abafadas entre o morro de Quifangondo e Luanda . Avioes ou uma experiencia de tiro com canhoes de uma fragata sul- africana que estava ao largo, com alcance suficiente para atingir o local? Isto e apenas uma conjectura minha, sem informacoes. Nem o coronel Santos e Castro ou o major Alves Cardoso foram comunicados de ajuda de avioes ou marinha sul-africana. Se houve uma tentativa, nao foi alem, talvez devido a dificuldade de execucao (proximidade das forcas oponentes no terreno).

 

Serguei Kolomnin:

- No seu livro "А Opcao Pela Espada" ha um mapa bastante pormenorizada e bem clara /upload/1264786543_super_image.jpg das posicoes FNLA/zairenses - FAPLA/cubanos no Quifangondo. Mesmo com o numero exato das pecas e obuses (1 canhao 130-mm zairence, 3 obuses 140-mm sul-africanos, FNLA etc.) Voce indicou os quatro BM-21 nas posicoes FAPLA/cubanos por acaso ou tinha informacao mais ou menos exata? Muitas fontes dizem, que eram seis.

Conforme minha opiniao baseada nas certas recordacoes, eram quatro BM-21, que chegaram ao Quifangondo nas vesperas do dia 10 de Novembro. Como poderia comentar isso?

O que podera dizer a respeito do mapa da batalha feita do ponto de vista dos angolanos, que   exposta no nosso site /upload/1265475698_super_image.jpg?

 

Pedro Marangoni:

- O mapa de Quifangondo exposta ali /upload/1265475698_super_image.jpg  e um documento valioso. E aparentemente as posicoes das Faplas/cubanos estao proximas daquilo que imaginei. Existe, no indice, um simbolo para ponte destruida para impedir o avanco inimigo! Novamente a insistencia das pontes destruidas e note-se que estranhamente  nao se acha no terreno tal simbolo, apenas no indice. As mencoes de mercenarios referem-se ao nosso grupo, pois os mercenarios de Callan so chegariam em mais tarde. Nossas posicoes e rota de ataque e posterior retirada estao corretas, apenas nao existem datas.  Nota-se que, colocam correctamente o nosso grupo na vanguarda e a FNLA na nossa retaguarda. Com excessao do simbolo ponte destruida e do suposto bombardeamento da aviacao, me parece um mapa honesto.

 

O meu mapa /upload/1264786543_super_image.jpg foi feito de memoria, sem escala e sem consulta a um mapa real do terreno; e apenas o que visualisei no decorrer do combate. O lado da FNLA/Zaire/Comandos e exato; do lado inimgo sao minhas conjecturas. O numero e localizacao de canhoes anti carro por informacao do tenente Paes na primeira investida.

O numero de BM-21 calculei pela sequencia de lancamento, quando cairam em maior intensidade, pela concentracao das explosoes; apenas uma hipotese que agora me parece acertada.

Observacao: em meu livro, "Orgaos de Stalin", juntamente com monocaxito era a terminologia generica que davamos a qualquer missil 122, de lancador simples ou nao, sem significar BM-21.

Se voce tiver dados confiaveis, autorizo que atualize com mais precisao a metade das fapla-cubanos no mapa.

 

Serguei Kolomnin:

Se poderia fazer uns comentarios acerca das fotos expostas na  nossa pagina, dedicada a este tema /main/nauka/fotokifangondo?

As fotos №№9 e 11 com Panhards destruidas sao originais de Angola dos tempos . Talvez saiba quem esta junto com Holden Roberto na foto №3? Foto №4  - sao soldados da FNLA ou zairenses? 

 

Pedro Marangoni:

Foto №3. /upload/1264175592_super_image.jpg Em primeiro plano nao sei identificar; atras, ao lado de Holden, e o jornalista brasileiro e assessor do Presidente, Fernando Luis da Camara Cascudo.

 Foto №4. /upload/1264175329_super_image.jpg  Esta foto me parece ser dos tempos mais fortes da FNLA, antes da guerra civil e mesmo do 25 de Аbril de 1974 e foi feita no Zaire, provavelmente na base de Quinkuzo. Nunca mais se viu tal concentracao de tropas.

 Foto №№ 9 e 11  /upload/1264178472_super_image.jpg      /upload/1264254311_super_image.jpg

Nao da para identificar; mas em toda a guerra civil os comandos perderam apenas uma Panhard-90, a do tenente Paes em Quifangondo.

Foto №12 /upload/1264179068_super_image.jpg  Como ja disse sao os primeiros comandos especiais capturados na batalha de Caxito em 7 de Setembro de 1975, onde participaram de improviso e com armamento obsoleto, sendo envolvidos devido a enorme inferioridade numerica; bateram-se bem. Da esquerda para a direita, (brancos) Quintino, pelotao G-3; Fernandes, paraquedista, pelotao MAG; Pereira , motorista caminhao Mercedez.

Encontrei mais fotos que tem mais relacao com Quifangondo, fotos nunca publicadas, em mal estado, mas importantes e autorizo a publicacao no site. Foram me dadas pelo autor, Azevedo, tripulante, que escapou da Panhard-60 cujos dois tripulantes foram capturados em Quifangondo.

 Mostram a chegada da artilharia sul-africana no Morro da Cal. Ao lado, uma torre de madeira, marco geodesico que marcava nossa posicao ao inimigo e que ninguem se preocupou em derrubar /upload/1265225452_super_image.jpg  e tambem as nossas tres Panhards, estacionadas no abrigo onde passamos a noite antes do combate. /upload/1265477608_super_image.jpg

Outra foto mostra a Panhard-90 do tenente Paes, pronta para descer ao Panguila, com a flamula onde se lia «Ouso»! /upload/1265225116_super_image.jpg As fotos coloridas mostram no jeep, apos a conquista de Quicabo, o comando Remedios, que foi capturado em Quifangondo, com sua M-79, que o General Xavier relata estar no museu em Luanda /upload/1265217091_super_image.jpg .

A outra e da “Forca Aerea da FNLA”, logo apos meu bombardeio, junto com Rabelo, um piloto civil, contra a emissora oficial em Luanda . Os homens com tarja preta sao os tecnicos em explosivos, uma equipe de muito valor, que prepararam as cargas que lancei. /upload/1265478619_super_image.jpg

Como conclusao queria dizer o seguinte: publicando estas fotos e meus depoimentos Veteranangola.ru assim amplia a contribuicao nao so para a reconstrucao da verdadeira historia militar de Angola, bem como para alertar sobre injusticas de cunho social, discriminatorio, por parte de europeus e africanos e que devem ser conhecidas pelo menos como uma homenagem e retratacao as vitimas.

A bem da historia militar sera um mapa incomum, feito em conjunto pelos dois lados opostos envolvidos. Creio que e uma oportunidade de mostrar ao mundo que militares em confronto sao profissionais em trabalho, nao inimigos pessoais.

 

FIM

 

 

 

 

 



СОБЫТИЯ

11 октября 2017 года в Резиденции Союза ветеранов Анголы на Смоленской площади состоялось чествование вице президента Союза, одного из основателей нашей организации полковника Службы внешней разведки России в отставке Шуванова Станислава Александровича в связи с его 80-летним юбилеем со дня рождения.

 

Вышла в свет новая работа, подготовленная в Союзе ветеранов Анголы «Ангола: процесс примирения и вооруженные силы».

На вопросы Корпоративного Журнала ПАО «Газпром» отвечает военный переводчик, заместитель председателя Союза ветеранов Анголы, автор книг и публикаций на «ангольскую» тему Сергей Коломнин. 

Книги Сергея Коломнина
в продаже на Ozon.ru:
«Русский след под
Кифангондо»,

«Мы свой долг выполнили!
Ангола 1975-1992».

*

Книгу Сергея Коломнина "Мы свой долг выполнили. Ангола 1975-1992" можно приобрести: В Книжной лавке РИСИ: г. Москва, ул. Флотская, д. 15Б. Для посещения магазина нужно заранее созвониться: Телефоны: 8 (915) 055-59-88 8 (499) 747-91-38 8 (499) 747-93-35.   

Наш Гимн

Памяти певца. и исполнителя нашего Гимна

Белый пепел Анголы

Слова Валерия Михайлова и Владимира Журавлёва
Музыка, аранжировка Владимира Журавлёва
Исполняет Владимир Журавлёв 

Поиск по сайту
Случайная фотография
Случайный MP3 файл с сайта
Установите Flash-проигрыватель 10. Гимн группы "Мосты"

Перейти к разделу >>
© Союз ветеранов Анголы 2004-2017 г. Все права сохраняются. Материалы сайта могут использоваться только с письменного разрешения СВА. При использовании ссылка на СВА обязательна.
Разработка сайта - port://80 при поддержке Iskra Telecom Адрес Союза ветеранов Анголы: 121099 г. Москва , Смоленская площадь, д. 13/21, офис 161
Тел./Факс: +7(499) 940-74-63 (в нерабочее время работает автоответчик)
E-mail:veteranangola@mail.ru (по всем вопросам)