Региональная общественная организация участников оказания интернациональной помощи республике Ангола
Подписка на новости
Ваше имя:
E-mail:
В.Масленников "Не наша война"
 

http://www.bbratstvo.ru/index.php3?path=_jornal/2005/08&source=war

 Вячеслав МАСЛЕННИКОВ

НЕ НАША ВОЙНА

 Вячеслав Иванович Масленников родился в 1943 году в Брянской области. Окончил Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков. Служил в Забайкалье, на Дальнем Востоке, в Закавказье и Бессарабии. Летал на 7 типах самолетов. Общий налет составил больше 7 тысяч часов. Принимал участие в обеспечении боевых действий советских войск в Афганистане и Анголе. Участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Армении в 1988 году. Награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" III степени, медалью "За боевые заслуги". Уволен из Вооруженных сил в 1993 году. В настоящее время является заместителем руководителя регионального отделения Движения "Боевое братство" в подмосковном Клину.

В 1984 году я вернулся из своей последней командировки в Афганистан, где служил в должности заместителя командира военно-транспортного авиационного полка. В Союзе мы начали осваивать новый по тем временам военно-транспортный самолет Ил-76. В начале 1986 года командованию части поступило новое указание:

Надо было подобрать три основных экипажа и один запасной, а также группу обеспечения и наземный технический состав для работы в Анголе в числе 110 человек. Я был назначен старшим, поэтому сразу же приступил к подготовке экипажей для работы в условиях жаркого климата и гористой местности.

Экипажи подбирали из людей, проверенных на практике, - среди них, в частности, были летчики, которые имели опыт полетов в Афганистане и Вьетнаме. Кроме того, мы целенаправленно готовились к выполнению полетов непосредственно в условиях Анголы. Для этого мы изучили все ангольские аэродромы, их особенности, а затем на практике отрабатывали на своем базовом аэродроме заходы на посадку с максимальным градиентом снижения. В нашей группе все летчики и штурманы имели первый класс. Все знали и о том, что такое "особые случаи полета".

Экипировали нас как летный состав Аэрофлота, а потому носили мы форму гражданской авиации. Самолеты также были подготовлены по "гражданскому" варианту. В качестве вооружения мы имели табельные пистолеты ПМ и по 2 автомата АКМ на экипаж.

Проверив готовность нашей группы, командир дивизии генерал-майор авиации И. Козий доложил в вышестоящий штаб о готовности, а оттуда в мае 1986 года поступила команда перебазироваться в столицу Анголы Луанду. Первый перелет в Анголу осуществлялся с двумя посадками для дозаправки в аэропортах Алжира и Конакри (Гвинея). В дальнейшем, когда не было груза и пассажиров, мы перелетали в Анголу с одной дозаправкой и выполняли полет на максимальную дальность "по потолкам".

Прибыв в Луанду, мы разместились на окраине города и после двухдневной подготовки и изучения оперативной и воздушной обстановки приступили к работе. Наша группа жила в коттеджном поселке, в 12 км от аэропорта Луанды. Нас охранял отряд, в который входили солдаты президентского полка.

В Анголе с 1976 года продолжалась гражданская война. Она началась вскоре после освобождения страны от колониальной зависимости. Правительственные войска (ФАПЛА) вели боевые действия с группировкой УНИТА, которая пыталась с юга захватить районы Анголы, наиболее богатые алмазами, нефтью, ураном и золотом. Группировка УНИТА возглавляемая генералом Савимбо, поддерживалась реакционными силами из ЮАР и Намибии.

В нашу задачу входило обеспечение ФАПЛА боеприпасами, боевой техникой, продовольствием, ГСМ и личным составом в районах боевых действий. Нам были определены

5 аэродромов, куда мы из Луанды должны были выполнять по 2 рейса в день. Охрану и оборону аэродромов выполняли кубинцы, которые помогали Анголе отстоять независимость. При этом кубинцы считали Анголу своей исторической родиной, так как в средние века из Луанды было вывезено около 7 млн. рабов в Новый Свет, в том числе и на Кубу.

В аэропорту Луанды базировалась группа самолетов Ан-12, возглавляемая подполковником А. Ахлюстиным. В свое время он служил под моим началом и считал себя моим учеником. Я попросил его "прокатить" меня на самолете по всем аэродромам, куда они выполняют полеты. После ознакомления с аэродромами, я принял решение о пригодности некоторых из них для самолетов Ил-76. На эти аэродромы, каждому экипажу я дал по 2-3 контрольных полета, пока не убедился в способности экипажей выполнить безопасный заход с максимальным градиентом снижения и посадку.

Максимальный градиент снижения - это маневр для тяжелых транспортных самолетов. Он применяется только в условиях боевых действий. Нами он ранее применялся в Афганистане. Летчик при этом фактически вводит самолет в глубокую спираль, после чего производится заход на посадку. Все это выполнялось, чтобы исключить поражение самолета любым стрелковым оружием. После взлета с аэродрома набор высоты выполнялся также по спирали. Однако полностью исключить поражение самолетов удавалось не всегда. Иногда мы находили пулевые пробоины на отдельных частях самолетов.

Был случай, когда экипаж майора С. Брюзгина был атакован зенитным комплексом типа "Кактус" французского производства. При полете на высоте 10 600 м экипаж обнаружил белый след, который тянулся за самолетом. Одновременно сработала аппаратура оповещения экипажа о том, что самолет облучился в режиме поиска и захвата. Экипаж едва успел надеть парашюты, как след оборвался желтым облаком сзади на удалении 2-3 км. После посадки я принял решение запретить полеты в этом районе и доложил на командный пункт ПВО.

В дальнейшем мы выполняли полеты только на эшелонах 10 600 м и выше, так как у имеющихся на вооружении противника ЗРК была дальность стрельбы по высоте до 6-7 км.

В период активизации боевых действий мы перевозили танки советского производства Т-34 и Т-55. Всего было перевезено в район боевых действий около 70 танков.

Кроме группы авиационных специалистов на самолетах Ил-76 и Ан-12 в морском порту Луанды стояли на дежурстве два корабля ВМФ СССР. С экипажами этих кораблей мы установили тесный контакт и поддерживали его в течение всего срока пребывания. Миссия военных моряков состояла в том, чтобы обеспечить безопасность советских специалистов, находящихся в Луанде, в случае попытки захвата города группировкой УНИТА. В свою очередь, в нашу задачу входила эвакуация всех советских граждан из аэропорта Луанда в аэропорты других африканских стран. К счастью, таких случаев не возникло за весь период нашей командировки.

Для успешной работы авиации правительственных войск требовались топливо и боеприпасы. Топливо мы перевозили танкерным способом, заправляя самолет так, чтобы на посадке оставалось 50 т керосина. После посадки мы сливали 30 т топлива, а с остатком возвращались в Луанду. Больше заправлять было нельзя по эксплуатационным ограничениям. При выполнении задания в Анголе, у меня был принцип - сохранить жизнь экипажей и целостность авиационной техники. И все это происходило на фоне решительных требований со стороны руководства военной миссии увеличить количество рейсов и загрузку самолетов.

Очень тяжелый период в Анголе - сезон дождей. Мощные грозы и опасные метеоусловия срывали порой выполнение заданий, но и в этой обстановке мы не шли на неоправданный риск.

Наземная группа находилась в Анголе на постоянной основе, а экипажи менялись через 2-3 месяца по мере выработки ресурса самолетов. За 2 года, в течение которых наш полк работал в Анголе, через эту страну прошли почти все первоклассные экипажи нашего полка.

В Анголе я пробыл 10 месяцев. Меня сменил командир эскадрильи нашего полка подполковник А. Зазин. Мне, однако, пришлось еще два раза летать в Анголу в качестве летчика-инструктора со своими экипажами.

Подспудно, в течение всего срока загранкомандировки, я ощущал, да моя группа оказывает посильную помощь иностранному государству. Но насколько это отвечает интересам нашей Родины? Поэтому, вернувшись в СССР в апреле

1987 года, я был рад доложить командованию, что потерь личного состава и авиационной техники мы не имели. Все это благодаря высокому уровню летной подготовки экипажей, высококачественной подготовки авиационной техники техническим составом и высокой требовательности командиров к обеспечению безопасности полетов.

 

 

 



Поиск по сайту
Случайный MP3 файл с сайта
Установите Flash-проигрыватель 12. До свидания, Ангола

Перейти к разделу >>
© Союз ветеранов Анголы 2004-2017 г. Все права сохраняются. Материалы сайта могут использоваться только с письменного разрешения СВА. При использовании ссылка на СВА обязательна.
Разработка сайта - port://80 при поддержке Iskra Telecom Адрес Союза ветеранов Анголы: 121099 г. Москва , Смоленская площадь, д. 13/21, офис 161
Тел./Факс: +7(499) 940-74-63 (в нерабочее время работает автоответчик)
E-mail:veteranangola@mail.ru (по всем вопросам)