![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
Региональная общественная организация участников оказания интернациональной помощи республике Ангола | ||||||
![]() |
||||||
|
||||||
Поиск по сайту
![]() Подписка на новости
Случайная фотография
![]() Случайный MP3 файл с сайта
Последнее сообщение в гостевой книге
Полезные ссылки
|
Ю. Ласьков - Помогая в становлении Народного Военно-морского флота Анголы
Юрий Ласьков
Помогая в становлении Народного Военно-морского флота Анголы
В середине восьмидесятых годов прошлого века я проходил службу на Северном Флоте в бригаде ракетных катеров в качестве дивизионного специалиста радиотехнической службы. Мне предложили командировку в Анголу. Тогда это называлось просто - выполнением интернационального долга. Причем отбор кандидатов для направления в командировку был жестким. Отбирались, как правило, кандидаты из действующих боевых соединений, члены КПСС. Был и другой ряд требований по отбору кандидатов, изложенных в соответствующих инструкциях 10 управления МО СССР. Пройдя длительную процедуру оформления документов и всевозможных утверждений, в апреле 1984 года был вызван в Москву, сначала в ГШ ВМФ, откуда был тут же откомандирован в 10 управление МО. Учитывая, что наши специалисты в то время выполняли интернациональный долг, практически во всех странах так называемого «третьего мира», вставших на путь некапиталистического развития государства, 10 Управление Генерального Штаба ВС СССР в то время представляло из себя серьезную солидную организацию, с соответствующим штатом генералов и офицеров. В Управлении было отдельное направление, которое занималось подготовкой, оформлением и отправкой советников и специалистов в Народную Республику Ангола. Кстати, разницы между понятиями советник и специалист не было никакой, только в денежном содержании. Как я понял позже, уже в Анголе функции тех и других были аналогичны и взаимосвязаны и постоянно пересекались. Из 30 человек была скомплектована очередная группа для отправки в НРА порядка, все военнослужащие разных видов и родов войск ВС СССР. Подготовка проводилась около полумесяца с чтением всевозможных лекций по истории страны, культуре поведения, нравах и обычаях, составу вооруженных сил НРА и т.д. Оформлялись документы, производились необходимые медицинские прививки. По традиции, установленной 10 Управлением ГШ, мы всей группой перед отлетом в Анголу сфотографировались на Красной площади. Прошло много лет, и теперь, когда смотришь на фотографию, не всех уже можешь вспомнить. Хотя за период подготовки все очень сдружились и потом, уже в Анголе, находясь в разных районах и в разных группах, всегда при встрече были рады друг другу. С некоторыми из них, я до сих пор поддерживаю дружеские отношения. Как говориться, Ангола сплотила. Отправка наша осуществлялась рейсом «Аэрофлота» до столицы Анголы Луанды, полетное время 12 часов. Так, мы всей группой и оказались 2 мая 1984 года на ангольской земле, где в самом разгаре шла гражданская война со всеми ее негативными последствиями, как и в любой другой стране, с разрухой, неустроенностью, голодом. При посадке в аэропорту первое, что бросилось в глаза - это красный цвет земли из-за обилия в ней соединений железа и разбитые самолеты по краям взлетной полосы, как «эхо» былых сражений. В Луанде нас встретили представители военной миссии в Анголе и доставили на ее территорию, которая находилась рядом с Генеральным штабом вооруженных сил Анголы и недалеко от строительства Мавзолея первому президенту республики Агоштинью Нето. В миссии нам выдали военную ангольскую форму, только без знаков различия и документ - картонную корочку с фотографией, в которой значилось, что мы «асессоры» и стояло только имя. В моем случае - Юрий. Таким образом, на территории Анголы по большому счету мы были никто, люди без роду и племени. Из военной миссии мы стали разъезжаться по пунктам нашей окончательной дислокации по предназначению, так сказать к новому месту службы. За нами, моряками, приехали представители группы советников и специалистов, которая базировалась постоянно в Луанде, по месту базирования Народного военно-морского флота Анголы. А дальше было представление личному составу группы, размещение для проживания и другие вопросы обеспечения. Началась наша дальнейшая воинская служба в новом качестве по выполнению интернационального долга. Я это сразу понял, как только в первый день пребывания на земле Анголы, получил в личное пользование автомат Калашникова и пистолет ПМ с полным боекомплектом для самообороны. Впрочем, за три года командировки использовать оружие по прямому назначению не приходилось, чему я только рад. В составе ВМФ Анголы в тот период входили в основном корабли советской постройки: три средних десантных корабля; четыре торпедных катера; шесть ракетных катеров и один сторожевой катер типа «Гриф». Были еще корабли португальской постройки, доставшиеся Анголе от колониального прошлого, которые в море не выходили и в полузатопленном состоянии базировались в порту Сойю. СДК, РК и сторожевой катер типа «Гриф» базировались на базе ВМФ в Луанде. Торпедные катера - в порту Лобиту. Соответственно флот Анголы состоял из двух бригад кораблей: одна с базированием в Луанде, вторая в Лобиту. Все члены группы советников и специалистов ВМФ Анголы находилась и проживали в столице, за исключением двух советников, которые жили в Лобиту и осуществляли свою деятельность в бригаде кораблей местного базирования. В составе группы Луанды, кроме советников при штабе ВМФ Анголы и бригады кораблей, входили еще преподаватели учебного центра ВМФ и специалисты технической позиции по обслуживанию крылатых ракет П-15, главного оружия ракетных катеров. Я по штату числился, как специалист по ремонту радиотехнического вооружения кораблей, а фактически был советником флагманских специалистов РТС обеих бригад кораблей и начальника отдела эксплуатации радиотехнического вооружения штаба ВМФ Анголы. Группа советников ВМФ, за все три года моей командировки, всегда была дружным и сплоченным коллективом, который в специфических условиях жил по распорядку военного коллектива того времени, даже регулярно проводились политические занятия и партийные собрания под видом профсоюзных. УНИТА, противник в гражданской войне с законным правительством Анголы, не имела своего военно-морского флота. Поэтому перед флотом Анголы не стояла задача ведения прямых боевых действий. Флот занимался повседневной боевой подготовкой, обеспечением доставки грузов на СДК в воюющие округа Анголы, расположенные ближе к побережью Атлантики и охраной южных морских границ Анголы от посягательств ЮАР, в то время прямого источника внешней агрессии. Соответственно и задача группы советников и специалистов ВМФ Анголы стояла в обеспечении поддержания флота в постоянной боевой готовности и обучение личного состава флота навыкам обращения с вооружением кораблей советской постройки. Мы занимались оказанием помощи в ремонте нашей техники, в разработке документов боевой подготовки, в обучении личного состава флота Анголы. При участии наших специалистов корабли Анголы выходили в море с практическим выполнением огневых упражнений корабельным вооружением, на несение дежурства в районе порта Намиб, к границе с Намибией, в то время оккупированной ЮАР, на доставку грузов в воюющие округа. Практически ни один выход в море корабля Анголы не обходился без нашего участия. Так, в сентябре 1984 года флот Анголы выполнил успешную учебную стрельбу двумя ракетными катерами основным ударным ракетным оружием по морской цели при нашем непосредственном участии. При подготовке к выполнению боевых упражнений были задействован практически весь состав нашей группы. Я занимался подготовкой к стрельбе радиотехнических средств катеров, это настройка и регулировка, проведение юстировки, все приходилось делать самому. Проводил занятия по правилам боевого использования радиотехнических средств с ангольскими боевыми расчетами. В этом помогало то, что практически многие матросы и офицеры ангольского флота хорошо знали русский язык, переводчик не требовался. Все офицеры флота прошли курс обучения в военно-морском училище в Советском Союзе в Баку. При выполнении стрельбы я находился на ракетном катере обеспечения закрытия района с целью недопущения в район пусков ракет посторонних судов, особенно рыбаков, которых в прибрежной зоне Атлантики было достаточно много под флагами множества стран, в том числе и СССР. Мне даже приходилось в определенные моменты брать у командира катера мегафон и помогать ему разъяснять нашим соотечественникам – рыбакам, куда можно плыть, а куда нет. Почему-то они оказывались самыми непонятливыми, по всей вероятности план по улову рыбы был превыше всего. Их удивленные лица порой вытягивались, когда они слышали русскую ненормативную лексику с военного корабля под флагом Анголы. При подготовке к стрельбе при участии наших советников и специалистов была проведена работа по установке мишенной позиции. Морским буксиром ангольского флота было отбуксировано с кладбища кораблей судно приличного тоннажа, которое должно было быть мишенью, по нему выполнялся залп двумя ракетами. Мишенная позиция была успешно установлена в назначенном месте и в назначенное время. При ожидании окончания выполнения стрельбы на морском буксире случайным выстрелом из пистолета, произведенным ангольским офицером, был убит советник начальника тыла капитан 1 ранга Валерий Кустенко, а один мичман был ранен. Советские специалисты и советники погибали не только при боевых столкновениях на фронтах Анголы, но и в других экстремальных ситуациях, умирали от малярии, других болезней, тогда об этом было не принято говорить, нас как бы просто не было. На базе ВМФ в Луанде ангольской стороной было организовано прощание с телом погибшего с участие моряков Анголы и наших специалистов. Тело погибшего было доставлено на Родину и похоронено со всеми воинскими почестями. Следует отметить, еще одну сторону нашей деятельности по обеспечению противодиверсионной охраны торговых судов Советского Союза. Задача была поставлена нашей группе послом Советского Союза в Анголе и главным военным советником после усиления диверсионных действий подводных пловцов ЮАР против торговых судов социалистических стран, доставляющих народнохозяйственные грузы. На рейде торгового порта Луанды были подорваны восточногерманское и кубинское судно. Для выполнения поставленной задачи из состава нашей группы при нахождении в портах Анголы советских судов выделялись два или три человека на каждое судно. Они постоянно находились на судах и занимались гранатометанием и осмотром акватории с целью выявления возможных боевых пловцов ЮАР. К выполнению задачи привлекались все специалисты и советники нашей группы поочередно, вахта на судах была, как правило, около недели пока советское судно находилось в портах Анголы. Гранатометание производилось нами в течение всего времени суток по случайному закону. Для усиления боевого эффекта кем-то из наших товарищей было придумано «ноу-хау» для задержки срабатывания запала гранаты, учитывая необходимое время полета ее с борта судна до поверхности воды. Из бумаги делался жгутик, который держал скобу запала, при ударе о поверхность воды жгут отлетал и скоба отжималась. Взрыв гранаты происходил на дне, а не в верхних слоях воды. Энергия заряда гранаты полностью расходовалась на создание ударной волны. В то время на военно-морской базе в Луанде постоянно швартовались советские военные корабли, несшие боевое дежурство в водах Атлантики. Учитывая, что это была зона ответственности Северного флота, корабли и подводные лодки были из Заполярья. Нередко на них находились наши знакомые по учебе в военно-морском училище и службе в ВМФ. Постоянно базировалась плавучая мастерская (ПМ), которая осуществляла оперативный ремонт кораблей оперативной эскадры. Заходили в базу для отдыха большие десантные корабли с морским десантом Северного флота на борту. При усилении боевой активности УНИТА по указанию посла Советского Союза в Анголе с БДК на причал выгружалась наша военная техника, якобы для ремонта и покраски. В повседневной жизни группы советников и специалистов ВМФ Анголы были и другие стороны. Все перемещения осуществлялись только на автотранспорте, у группы в эксплуатации находился целый автопарк, состоящий из легковых автомобилей, был автобус ПАЗ, грузовой автомобиль ГАЗ-66. Автопарк постоянно требовал ремонта и технического обслуживания, который производился нами же. Водители были из состава группы, то есть на членов группы возлагались дополнительные обязанности помимо основных задач. Силами группы осуществлялась охрана мест проживания советников и специалистов и членов их семей. Я, дополнительно к своим основным обязанностям два года в Анголе был старшим по разгрузке судов - «стивидором» при поставке продуктов питания для военной миссии, в которой был организован свой магазин для обеспечения советских военных специалистов, проживающих в Луанде. Наши жены практически все время находились по месту проживания, выход на улицу было запрещен. Раз в неделю выезд в клуб на политзанятия, раз в неделю в магазин военной миссии. Детей на учебу в посольской школе доставляли туда и обратно автобусом. Вечером в клубе военной миссии смотрели советские фильмы, занимались спортом, при главном военном советнике генерал-полковнике К. Курочкине это был волейбол, при его приемнике, генерале Кузьменко – теннис. По воскресеньям в первой половине дня, выезд на пляж береговой косы Луанды. В пределах дома ходили друг к другу в гости, вот и все развлечения. Отдельно можно вспомнить певческий хор нашей военной миссии, в котором пели все женщины нашей группы ВМФ. Хор гастролировал по большим праздникам в нашей военной миссии, в посольстве Советского Союза в Анголе и даже в ангольских культурных центрах Луанды. Прошло двадцать лет, как я вернулся после выполнения «долга» на Родину, детали трех лет пребывания в НРА стерлись в памяти. Но осталось главное, мы были там и добросовестно, все без исключения выполняли свой интернациональный долг.
|
СОБЫТИЯ
Фотовыставка «Ветераны Анголы. От прошлого к настоящему» (Полная версия видео) Книги Сергея Коина
|
||||
© Союз ветеранов Анголы 2004-2023 г. Все права сохраняются. Материалы сайта могут использоваться только с письменного разрешения СВА. При использовании ссылка на СВА обязательна. |
||||||
|