Региональная общественная организация участников оказания интернациональной помощи республике Ангола
Подписка на новости
Ваше имя:
E-mail:
Юрий Ласьков. "Помогая в становлении Народного Военно-морского флота Анголы"

Юрий Ласьков

 

Помогая в становлении Народного Военно-морского флота Анголы

 

В середине восьмидесятых годов прошлого века я проходил службу на Северном Флоте в бригаде ракетных катеров в качестве дивизионного специалиста радиотехнической службы. Мне предложили командировку в Анголу. Тогда это называлось просто - выполнением интернационального долга. Причем отбор кандидатов для направления в командировку был жестким.  Отбирались, как правило, кандидаты из действующих боевых соединений,  члены КПСС. Был и другой ряд требований по отбору кандидатов, изложенных в соответствующих инструкциях 10 управления МО СССР. Пройдя длительную процедуру оформления документов и всевозможных утверждений, в апреле 1984 года был вызван в Москву, сначала в ГШ ВМФ, откуда был тут же откомандирован в 10 управление МО.

Учитывая, что наши специалисты в то время  выполняли интернациональный долг, практически во всех странах так называемого «третьего мира», вставших на путь некапиталистического развития государства, 10 Управление Генерального Штаба ВС СССР в то время представляло из себя серьезную солидную организацию, с соответствующим штатом генералов и офицеров. В  Управлении было отдельное направление, которое занималось подготовкой, оформлением и отправкой советников и специалистов в Народную Республику Ангола.

Кстати, разницы между понятиями советник и специалист не было никакой, только в денежном содержании. Как я понял позже, уже в Анголе функции тех и других были аналогичны и взаимосвязаны и постоянно пересекались.

Из 30 человек была  скомплектована очередная группа для отправки в НРА порядка, все военнослужащие разных видов и родов войск ВС СССР. Подготовка проводилась около полумесяца с чтением всевозможных лекций по истории страны, культуре поведения, нравах и обычаях,  составу вооруженных сил НРА и т.д. Оформлялись документы, производились необходимые медицинские прививки.

По традиции, установленной 10 Управлением ГШ, мы  всей группой перед отлетом в Анголу  сфотографировались на Красной площади. Прошло много лет, и теперь, когда смотришь на фотографию,  не всех уже можешь вспомнить. Хотя за период подготовки все очень сдружились и потом, уже в Анголе, находясь в разных районах и в разных группах, всегда при встрече были рады друг другу. С некоторыми  из них, я до сих пор поддерживаю дружеские отношения. Как говориться, Ангола сплотила.

Отправка наша осуществлялась рейсом «Аэрофлота» до столицы Анголы Луанды, полетное время 12 часов. Так, мы  всей группой и оказались 2 мая 1984 года на ангольской земле, где в самом разгаре шла гражданская война со всеми ее негативными последствиями, как и в любой другой стране, с разрухой, неустроенностью, голодом. При посадке в аэропорту первое, что бросилось в глаза - это красный цвет земли из-за обилия в ней соединений железа и   разбитые самолеты по краям взлетной полосы, как «эхо» былых сражений.

В Луанде нас встретили представители военной миссии в Анголе и доставили на ее территорию, которая находилась рядом с Генеральным штабом вооруженных сил Анголы и недалеко от строительства Мавзолея первому президенту республики  Агоштинью Нето. В миссии нам выдали военную ангольскую форму, только без знаков различия и документ - картонную корочку с  фотографией, в которой значилось, что мы «асессоры»  и стояло только имя. В моем случае - Юрий. Таким образом, на территории Анголы по большому счету мы были никто, люди без роду и племени. Из военной миссии мы стали разъезжаться по пунктам нашей окончательной дислокации по предназначению, так сказать к новому месту службы.

За нами, моряками, приехали представители группы советников и специалистов, которая базировалась постоянно в Луанде, по месту базирования Народного военно-морского флота Анголы. А дальше было представление личному составу группы, размещение для проживания  и другие вопросы обеспечения. Началась наша дальнейшая воинская служба в новом качестве по выполнению интернационального долга. Я это сразу понял, как только в первый день пребывания на земле Анголы, получил в личное пользование автомат Калашникова и пистолет ПМ с полным боекомплектом для самообороны. Впрочем, за три года командировки использовать оружие по прямому назначению не приходилось, чему я только рад.

В составе ВМФ Анголы в тот период входили в основном корабли советской постройки: три средних десантных корабля; четыре торпедных катера; шесть ракетных катеров и один сторожевой катер типа «Гриф». Были еще корабли португальской постройки, доставшиеся Анголе от колониального прошлого, которые в море не выходили и в полузатопленном состоянии базировались в порту Сойю.

СДК, РК и сторожевой катер типа «Гриф»  базировались на базе ВМФ в  Луанде. Торпедные катера - в порту  Лобиту. Соответственно флот Анголы состоял из двух бригад кораблей: одна с базированием в Луанде, вторая в Лобиту.

Все члены группы советников и специалистов ВМФ Анголы находилась и проживали в столице, за исключением двух советников, которые жили в Лобиту и осуществляли свою деятельность в бригаде кораблей местного базирования.

В составе группы Луанды, кроме советников при штабе ВМФ Анголы и бригады кораблей, входили еще преподаватели учебного центра ВМФ и специалисты технической позиции по обслуживанию крылатых ракет П-15, главного оружия ракетных катеров.

Я по штату числился, как специалист по ремонту радиотехнического вооружения кораблей, а фактически был советником флагманских специалистов РТС обеих бригад кораблей и начальника отдела эксплуатации радиотехнического вооружения штаба ВМФ Анголы.

Группа советников ВМФ, за все три года моей командировки, всегда была дружным и сплоченным коллективом, который в специфических условиях жил по распорядку военного коллектива того времени, даже регулярно проводились политические занятия и партийные собрания под видом профсоюзных.

УНИТА, противник в гражданской войне с законным правительством Анголы,  не имела своего военно-морского флота. Поэтому перед флотом Анголы не стояла задача ведения прямых боевых действий. Флот занимался повседневной боевой подготовкой, обеспечением доставки грузов на СДК в воюющие округа Анголы, расположенные ближе к побережью Атлантики и охраной южных морских границ Анголы от посягательств ЮАР, в то время  прямого источника внешней агрессии.

Соответственно и задача группы советников и специалистов ВМФ Анголы стояла в обеспечении поддержания флота в постоянной боевой готовности и обучение личного состава флота навыкам обращения с вооружением кораблей советской постройки. Мы занимались оказанием помощи в ремонте нашей техники, в разработке документов боевой подготовки, в обучении личного состава флота Анголы.

При  участии наших специалистов корабли Анголы выходили в море с практическим выполнением огневых упражнений корабельным вооружением, на несение дежурства в районе  порта Намиб,  к границе с Намибией, в то время оккупированной  ЮАР, на доставку грузов в воюющие округа. Практически ни один выход в море корабля Анголы не обходился без нашего участия.

Так, в сентябре 1984 года флот Анголы выполнил успешную учебную стрельбу двумя ракетными катерами основным ударным ракетным оружием  по морской цели при нашем непосредственном участии. При подготовке к выполнению боевых упражнений были задействован практически  весь состав нашей группы.

Я занимался подготовкой к стрельбе радиотехнических средств  катеров, это настройка и регулировка, проведение юстировки, все приходилось делать самому. Проводил занятия по правилам боевого использования  радиотехнических средств с ангольскими боевыми расчетами. В этом помогало то, что практически многие  матросы и офицеры ангольского флота хорошо знали русский язык, переводчик не требовался. Все офицеры флота прошли курс обучения в  военно-морском училище в Советском Союзе в Баку.

При выполнении стрельбы я находился на ракетном катере обеспечения закрытия района с целью недопущения в район  пусков ракет посторонних судов, особенно рыбаков, которых в прибрежной  зоне Атлантики было достаточно много под флагами множества стран, в том  числе и СССР. Мне даже приходилось в определенные  моменты брать у командира катера мегафон  и помогать ему разъяснять нашим соотечественникам – рыбакам, куда можно плыть, а куда нет. Почему-то они оказывались самыми непонятливыми, по всей вероятности план по улову рыбы был превыше всего. Их удивленные лица порой вытягивались, когда они слышали русскую ненормативную лексику с военного корабля под флагом Анголы.

При подготовке к стрельбе при участии наших советников и специалистов была проведена работа по установке мишенной позиции. Морским буксиром ангольского флота  было отбуксировано с кладбища кораблей судно приличного тоннажа, которое должно было быть мишенью,  по нему выполнялся  залп двумя ракетами. Мишенная позиция была успешно установлена в назначенном месте и в назначенное время.

При ожидании окончания выполнения стрельбы на морском буксире случайным выстрелом из пистолета, произведенным ангольским офицером, был убит советник начальника тыла капитан 1 ранга Валерий Кустенко, а один мичман был ранен. Советские специалисты и советники погибали не только при боевых столкновениях на фронтах Анголы, но и в других экстремальных ситуациях, умирали от малярии, других болезней, тогда об этом было не принято говорить, нас как бы просто не было.  

На базе ВМФ в Луанде ангольской стороной было организовано прощание с телом погибшего с участие моряков Анголы и наших специалистов.   Тело погибшего  было доставлено на Родину и похоронено со всеми воинскими почестями.

Следует отметить, еще одну сторону нашей деятельности по обеспечению противодиверсионной охраны торговых  судов Советского Союза.  Задача была поставлена нашей группе послом Советского Союза в Анголе и главным военным советником после усиления диверсионных действий подводных пловцов ЮАР против торговых судов социалистических стран, доставляющих народнохозяйственные грузы.  На рейде торгового порта Луанды были подорваны восточногерманское и кубинское судно.

Для выполнения поставленной задачи из состава нашей группы при нахождении в портах Анголы советских судов выделялись два или три человека на каждое судно.  Они постоянно находились на  судах и занимались гранатометанием и осмотром акватории с целью выявления возможных боевых пловцов ЮАР. К выполнению задачи привлекались все специалисты и советники нашей группы поочередно, вахта на судах была, как правило, около недели пока советское судно находилось в портах Анголы.

Гранатометание производилось нами в течение всего времени суток по случайному закону. Для усиления боевого эффекта кем-то из наших товарищей было придумано «ноу-хау» для задержки срабатывания  запала гранаты, учитывая необходимое время полета ее с борта судна до поверхности воды. Из бумаги делался жгутик, который держал скобу запала, при ударе о поверхность воды жгут отлетал и скоба отжималась. Взрыв гранаты происходил на дне, а не в верхних слоях воды. Энергия заряда гранаты полностью расходовалась на создание ударной волны.

В то время на военно-морской базе в Луанде постоянно швартовались  советские военные корабли, несшие боевое  дежурство в водах  Атлантики. Учитывая, что это была зона ответственности Северного флота, корабли и подводные лодки были из Заполярья. Нередко на них находились наши знакомые по учебе в военно-морском училище и службе в ВМФ. Постоянно базировалась плавучая мастерская (ПМ),  которая осуществляла оперативный ремонт кораблей оперативной эскадры. Заходили в базу  для отдыха большие десантные корабли с морским десантом Северного флота на борту. При усилении боевой активности УНИТА по указанию посла Советского Союза в Анголе  с БДК на причал выгружалась наша военная техника, якобы для ремонта и покраски.

В повседневной жизни группы советников и специалистов ВМФ Анголы были и другие стороны. Все перемещения осуществлялись только на автотранспорте, у группы в эксплуатации находился целый автопарк, состоящий из легковых автомобилей, был автобус ПАЗ, грузовой автомобиль ГАЗ-66. Автопарк постоянно требовал ремонта и технического обслуживания, который производился нами же. Водители были из состава группы, то есть на членов группы возлагались дополнительные обязанности помимо основных задач. Силами группы осуществлялась охрана мест проживания советников и специалистов и членов их семей. Я, дополнительно к своим основным обязанностям  два года в Анголе был старшим по разгрузке судов  -  «стивидором» при поставке продуктов питания для военной миссии, в которой был организован свой магазин для обеспечения советских военных специалистов, проживающих в Луанде.

Наши жены практически все время находились по месту проживания, выход на улицу было запрещен. Раз в неделю выезд в клуб на политзанятия, раз в неделю в магазин военной миссии. Детей на учебу в посольской школе доставляли туда и обратно автобусом. Вечером  в клубе военной миссии смотрели советские фильмы, занимались  спортом, при главном военном советнике генерал-полковнике К. Курочкине это был волейбол, при его приемнике, генерале Кузьменко – теннис. По воскресеньям в первой половине дня, выезд на пляж береговой косы Луанды. В пределах дома ходили друг к другу в гости, вот и все развлечения.

Отдельно можно вспомнить певческий хор нашей военной миссии, в котором пели все женщины нашей группы ВМФ. Хор гастролировал по большим праздникам в нашей военной миссии, в посольстве Советского Союза в Анголе и даже в ангольских культурных центрах Луанды.

Прошло двадцать лет, как я вернулся после выполнения «долга» на Родину, детали трех лет пребывания в НРА стерлись в памяти. Но осталось главное, мы были там и добросовестно, все без исключения выполняли свой интернациональный долг.

 

 

 

 

 



Поиск по сайту
Случайный MP3 файл с сайта
Установите Flash-проигрыватель 05. Нас там быть не могло

Перейти к разделу >>
© Союз ветеранов Анголы 2004-2017 г. Все права сохраняются. Материалы сайта могут использоваться только с письменного разрешения СВА. При использовании ссылка на СВА обязательна.
Разработка сайта - port://80 при поддержке Iskra Telecom Адрес Союза ветеранов Анголы: 121099 г. Москва , Смоленская площадь, д. 13/21, офис 161
Тел./Факс: +7(499) 940-74-63 (в нерабочее время работает автоответчик)
E-mail:veteranangola@mail.ru (по всем вопросам)