Региональная общественная организация участников оказания интернациональной помощи республике Ангола
Поиск по сайту
Подписка на новости
Ваше имя:
E-mail:
Случайный MP3 файл с сайта
Установите Flash-проигрыватель 07. Отшумели песни... (Мозамбик)

Перейти к разделу >>

21 марта - День независимости Намибии.

«ЗАПИСКИ ВОЕННОГО ПЕРЕВОДЧИКА»

Воспоминания военного переводчика группы СВС при СВАПО в Анголе, 1978-1980 гг. Михаила Власенко.
Приоритеты внешней политики Анголы

Нижеследующая статья «Приоритеты внешней политики Анголы» опубликована в Сборнике «Юг Африки на современном этапе» (Издательство Института Африки РАН, М., 2016); данные актуализированы на конец 2015 г. (Прим. А.Т.).

http://www.inafran.ru/node/1217

В 2015 г. сразу четыре бывших владения Португалии в Африке – Ангола, Кабо-Верде, Мозамбик и Сан-Томе и Принсипи – отметили сорокалетие своей независимости. За эти десятилетия Ангола стала одним из ведущих игроков на карте африканского континента.

Стратегия внешнеполитического курса современной Анголы была заложена руководством страны при её основании в 1975 г. В основу курса были положены принципы, закреплённые в конституции 1975 г.: дружба и сотрудничество со всеми государствами на основе взаимного уважения  суверенитета и территориальной неприкосновенности, невмешательства во внутренние дела каждой страны и взаимной выгоды, неприсоединения (ст. 14)[1].

В соответствии с первой конституцией, определение общего курса страны, включая внешнеполитический, – прерогатива президента[2], одновременно председателя правящей партии – МПЛА-Партии Труда (МПЛА–ПТ). С 1979 г., после смерти первого президента страны А.Нето, во главе государства и правящей партии находится Ж.Э. душ Сантуш, который был первым министром иностранных дел Народной Республики Ангола (НРА).

МПЛА-ПТ провозгласила в качестве задачи построение в стране социалистического общества[3]. Приоритет во внешней политике Анголы был отдан отношениям со странами, оказывавшими МПЛА поддержку в период колониальной борьбы и признавшими независимость НРА и поддержавшими её: СССР, Кубе, другим социалистическим государствам (кроме Китая), Бразилии, большинству стран Африки, в первую очередь, португалоговорящим: Гвинее-Бисау, Кабо-Верде, Мозамбику, Сан-Томе и Принсипи. НРА стала членом ООН, ОАЕ (с 2002 г. – Африканский Союз) и ряда других международных организаций.

В начале 1990-х гг. под влиянием событий в СССР и мире МПЛА-ПТ отказалась от марксизма-ленинизма, заменив его принципами «демократического социализма», приняла решение о переходе страны к многопартийной системе и рыночной экономике. Страна стала называться Республика Ангола (РА), а партия вернулась к своему историческому названию – МПЛА, вступив впоследствии в Социалистический интернационал.

Смена внутриполитического курса в начале 1990-х гг. и завершение гражданской войны (в 2002 г.) мало повлияли на декларированные в 1970-е гг. внешнеполитические принципы РА, но привели к смене приоритетов в международном сотрудничестве. 

В принятой в 2010 г. новой конституции Анголы указаны основные принципы современной внешней политики страны (ст. 12), в которых очевидна их преемственность принципам, изложенным в предыдущих текстах: уважение Устава ООН и Устава Африканского Союза (АС), установление отношений дружбы и сотрудничества со всеми государствами на основе принципов: уважения суверенитета и национальной независимости, равенства государств, права народов на самоопределение, мирного разрешения конфликтов, уважения прав человека, невмешательства во внутренние дела других государств, взаимной выгоды, неприятия и борьбы против терроризма, наркоторговли, расизма, коррупции; государство выступает против создания военных баз на её территории; оно допускает участие страны, в рамках региональных или международных организаций, в составе сил по поддержанию мира, в системах коллективной безопасности[4].

Развивая внешнеполитические отношения, руководство РА опирается на один из главных козырей страны – её богатые сырьевые ресурсы. Ангола входит в число главных мировых экспортёров необработанных алмазов, превратилась в поставщика на мировой рынок сжиженного газа. Но основное природное богатство страны – нефть. По её добыче РА занимает второе место в Африке южнее Сахары (первое – Нигерия). Нефть помогает Анголе проводить самостоятельный внешнеполитический курс, важной чертой которого некоторые обозреватели называют прагматизм[5].

«АФРИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА» АНГОЛЫ

Важнейшим из приоритетных направлений внешней политики Анголы правомерно считать «африканскую политику», в рамках которой можно различать региональную политику (Юг Африки, Центральная Африка, регионы Гвинейского залива и Великих африканских озёр), межрегиональную (Сообщество португалоговорящих стран Африки – ПАЛОП), панафриканскую (Африканский Союз).

Региональная политика. Ангола играет важную роль в обеспечении безопасности и сотрудничества на Юге Африки, получив даже название «входная дверь» в регион.   У страны  высокий авторитет и в Центральной Африке. РА входит в крупную региональную организацию — Сообщество развития Юга Африки (САДК), в которой отвечает за координацию работы энергетического сектора[6]. Как активная участница САДК, Ангола выступает за ускорение строительства инфраструктуры, интеграцию в регионе и создание нового экономического порядка на Юге Африки.

После завершения гражданской войны Ангола принимала деятельное участие в разрешении ряда вооружённых конфликтов в соседних странах, в частности, в Демократической Республике Конго (ДРК). Оно было эффективным благодаря довольно мощным национальным вооруженным силам, соперничать с которыми к югу от Сахары может только армия ЮАР.

Отношения между ЮАР и Анголой были сложными и противоречивыми. С 1975 г. по конец 1980-х гг. НРА вела боевые действия против вторгавшихся на территорию страны регулярных войск ЮАР, правительство белого меньшинства которой поддерживало ангольскую оппозиционную организацию Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА).  После  свержения в ЮАР системы апартеида и прихода в 1994 г. к власти Африканского национального конгресса (АНК) состояние двусторонних отношений кардинально изменилось.

Начало отношений между руководством ныне правящей в Анголе партии МПЛА и находящейся с 1994 г. у власти в ЮАР АНК восходит к периоду антиколониальной войны в Анголе и борьбы против апартеида в ЮАР. Поэтому, с одной стороны, историческое прошлое двусторонних отношений несёт сложную психологическую дилемму, с другой, – присутствуют экономические интересы обеих стран, крупных и активно развивающихся рынков на юге Африки.

Обе страны являются крупнейшими экспортерами алмазов и не могут не быть заинтересованы в двустороннем сотрудничестве. Южноафриканская алмазодобывающая компания «Де Бирс» имеет представительство в Луанде. Кроме того, в Анголе представлены южноафриканские образовательные компании, крупнейший южноафриканский «Стандард Банк»; есть представительства крупных компаний — «Casa Frescа» (южноафриканско-португальская торговая сеть), «Shoprite» (продуктовые магазины). В ангольских супермаркетах много южноафриканских товаров, широко представлена линейка продуктовых товаров. Промышленные товары, автомобили, сырьевые товары – основные статьи южноафриканского экспорта в Анголу. Следует особо отметить и то, что ангольская элита получает образование и приезжает за покупками и на отдых в ЮАР. В одном из популярных торговых центров Йоханнесбурга специально открыты пункты обмена валют для ангольских граждан.

Ангола и ЮАР взаимодействуют в ряде проектов САДК по улучшению инфраструктуры Юга Африки – это транспортные коридоры из Бенгелы в Замбию и из Катанги (ДРК) вплоть до Ричардс Бэя (ЮАР). Срок запуска коридоров намечен на 2017 г. Потенциальными областями развития двустороннего сотрудничества представляются энергетический, транспортный, строительный секторы. Ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли на Юге Африки, и это тоже представляет сферу для развития плодотворного и взаимовыгодного диалога.

Действует двусторонняя комиссия по сотрудничеству Анголы и ЮАР. Развиваются отношения в области культуры. Ангола проводит кампанию по добровольному возвращению на родину ангольцев, проживающих в сопредельных государствах. По оценкам, на территории ЮАР до недавнего времени проживало около 6 тыс. ангольцев[7].

После смены режима в ЮАР у Анголы (по крайней мере, по утверждению ангольских официальных кругов) не осталось вероятных противников в регионе. В настоящее время существует проблема по демаркации сухопутной границы с ДРК; морская граница между двумя странами не определена и представляет предмет озабоченности для обеих сторон. Дружеские отношения связывают страну с Намибией, Замбией. В последнее время в рамках укрепления отношений со странами региона Ботсвана предоставила ангольским гражданам безвизовый режим въезда в страну. Обе страны уже давно сотрудничают в области транспорта, сельского хозяйства и животноводства, телекоммуникаций, горнодобывающей отрасли, образования.

Среди крупных проблем, с которыми сталкивается Ангола, – незаконная иммиграция, контрабандная добыча и вывоз алмазов иммигрантами, наркоторговля (в основном осуществляется через Бразилию), контрабанда человеческих органов.

Благодаря высокому авторитету Ангола способна объединять и направлять усилия своих соседей. В 2008 г. в Луанде состоялось первое заседание Совета министров иностранных дел Комиссии Гвинейского залива, созданной с целью объединить региональных производителей «чёрного золота». Помимо Анголы, в неё вошли Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Камерун, Республика Конго и ДРК. Штаб-квартира новой организации разместилась в Луанде.

Ангола активно участвует в региональной организации, объединяющей страны региона Великих африканских озёр. В декабре 2013 г. она на два года стала ее председателем.

Как видно, Ангола удерживает статус региональной державы[8]. Среди аналитиков она получила также название «восходящая региональная держава»[9]. Международным признанием региональной значимости Анголы стало приглашение её лидера в июле 2009 г. на саммит G 8 в Италии.

Межрегиональная политика. В 1979 г. руководителями независимых португалоговорящих государств Африки (Ангола, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Мозамбик, Сан-Томе и Принсипи) в Луанде была создана организация, объединившая эти страны – группа стран ПАЛОП[10]. Эти пять стран связывают общее историческое прошлое, язык. С самого начала Ангола заняла в этой организации лидирующие позиции и пользуется среди португалоговорящих стран Африки особым уважением, а для таких небольших государств, как Гвинея-Бисау или Сан-Томе и Принсипи, давно стала донором и «старшим братом». Ангола с тревогой наблюдала за порой драматическими событиями в Гвинее-Бисау, не раз выступая в качестве примиряющей стороны во внутриполитическом конфликте.

Регулярны встречи руководства РА с лидерами стран ПАЛОП. В ноябре (8-10) 2015 г. состоялся государственный визит в Анголу президента Мозамбика Ф.Ньюси, «в рамках укрепления уз братства, солидарности, дружбы и сотрудничества между двумя странами»[10].

Панафриканская политика. Являясь одним из наиболее влиятельных африканских государств, Ангола стремится оспаривать ведущую позицию на континенте. Страна играет всё более заметную роль в Африканском союзе. В сентябре 2013 г. она вступила в группу стран-доноров Африканского фонда развития. Растёт её вклад в поддержание мира и безопасности на континенте. Правительство Анголы, с согласия международного сообщества, уже направляло свои воинские контингенты для разрешения проблем в Гвинее-Бисау, в ДРК в регион Великих африканских озёр.

В СООБЩЕСТВЕ СТРАН ОФИЦИАЛЬНОГО ПОРТУГАЛЬСКОГО ЯЗЫКА (СПЛП)

 

Одно из приоритетных направлений внешней политики Анголы – отношения с бывшей метрополией – Португалией. Складывались они непросто. Хотя достижение Анголой независимости произошло при поддержке демократических сил в самой Португалии, Лиссабон не сразу признал новую власть в Луанде.
Однако восстановление на новой основе тесных двусторонних отношений для Анголы было очень важно, особенно после вступления Португалии в Европейское Сообщество (ныне — Европейский Союз): через бывшую метрополию Ангола могла завязать более тесные связи с рынком Европы, привлечь европейские инвестиции.

В последние годы отношения между двумя странами переживают взлёт. Ангола играет всё бóльшую роль в жизни Португалии, став четвертым торговым партнером Португалии и крупнейшим за пределами Европы[11]. Португальские предприниматели во многом ориентируются на ангольский рынок. Если в 2002 г. ангольцы инвестировали в португальскую экономику $2,1 млн, то в 2009-м – уже $156 млн[12]. По данным Агентства по инвестициям и внешней торговле Португалии (AICEP) только за период с января по май 2012 г. прямые инвестиции из Анголы в Португалию достигли 126, 1 миллиона евро[13]; в 2014 г. они составили 1493 миллиона евро, в то время как прямые инвестиции Португалии в Анголу – 2579[11]. По словам президента португальского банка БИК М.Амарал, активное присутствие ангольцев в португальской экономике является гарантией присутствия португальского бизнеса в Анголе[12]. Ангольские компании составляют 4% от общего числа компаний, зарегистрированных на Лиссабонской бирже.

Для Португалии, переживающей продолжительный экономический кризис, развитие сотрудничества с находящейся на экономическом подъёме Анголой стало отдушиной. В бывшую колонию происходит массовая миграция португальцев. Только за последние несколько лет в Анголу в поисках лучшей жизни мигрировали свыше 100 тыс. португальцев. Ежегодно из Португалии в Анголу выезжает около 20 тыс.[13].

Экономические достижения Анголы особенно хорошо заметны на фоне бывшей метрополии. В ходе официального визита в Луанду премьер-министр Португалии Педру Пассуш Коэлью попросил у бывшей колонии помощи. «Мы понимаем трудности, с которыми столкнулся народ Португалии, – сказал Ж.Э. душ Сантуш. – Ангола открыта для португальцев и готова помогать Португалии».

В недавнем прошлом двусторонние отношения омрачали обвинения со стороны португальской прокуратуры в отношении некоторых высокопоставленных лиц Анголы (включая некоторых членов президентской семьи) в финансовых злоупотреблениях. Обвинения вызвали резкую реакцию в Анголе и ответные выпады.

Важной ареной сотрудничества Анголы с Португалией и другими португалоговорящими странами является Сообщество португалоязычных стран – СПЛП[14], учреждённое в Лиссабоне в июле 1996 г. главами государств и правительств Анголы, Бразилии, Гвинеи-Бисау, Кабо-Верде, Мозамбика, Португалии и Сан-Томе и Принсипи[15]. В Декларации СПЛП говорилось о приверженности миру, демократии, правовому государству, правам человека, развитию, социальной справедливости[16]. Одной из главных целей Сообщества указана консолидация национальной и многонациональной культурной идентичности португалоговорящих стран.

   Выступая на открытии саммита СПЛП в Луанде 23 июля 2010 г., президент Анголы Ж.Э. душ Сантуш заявил, что организация может «превратиться в мощную и динамичную силу». По его мнению, СПЛП может «способствовать миру и безопасности, ускорению роста и развития» её членов. Пришло время «углублять многосторонние отношения на всех уровнях» путём стимулирования инвестиций и создания условий, чтобы «все и каждый» могли пользоваться плодами общего развития. Глава ангольского государства напомнил, что уровень развития у всех членов СПЛП неодинаков; поэтому определил «повышение значимости солидарности» в качестве «центральной оси деятельности»[17]. 15 мая 2010 г. в Лиссабоне прошла международная конференция «Внешняя политика Анголы в новом международном контексте».

АНГОЛА И СТРАНЫ БРИКС

Отношения Анголы с Бразилией, самой крупной и экономически мощной португалоговорящей страной, можно назвать традиционно дружескими. Руководство обеих стран не раз подчёркивало историческую близость народов, имея в виду их колониальное прошлое и массовый вывоз рабов из Анголы, в том числе в Бразилию. Луанда придаёт большое значение тому факту, что Бразилия одной из первых признала правительство НРА и установила с ним дипломатические отношения. Сегодня Ангола среди основных торгово-экономических партнёров Бразилии, а Бразилия – ее главный партнёр в Латинской Америке. В 2010 г. в Луанде открылось первое в Африке представительство бразильского Агентства по продвижению экспорта и инвестиций (Apex –Brasil), цель которого – способствовать закреплению бразильских компаний на Африканском континенте.

Отношения Анголы с Китаем складывались непросто. После провозглашения независимости Анголы и прихода к власти правительства МПЛА китайское руководство ещё длительное время поддерживало его противников: сначала организацию ФНЛА, а затем УНИТА. И хотя двусторонние дипотношения были установлены в 1983 г., сотрудничество развивалось без «больших скачков».

Положение стремительно стало меняться после окончания гражданской войны в Анголе. Китай воспользовался тем, что Ангола лишилась своего давнего союзника – СССР, а обвиняемое в коррупции правительство Анголы имело натянутые отношения с МВФ, и предложил стране инвестиции и дешевые товары. В 2004 г. Китай предоставил Анголе первые кредиты на $2 млрд[18]. Уже через пять лет, в 2009 г., страна стала одним из важнейших поставщиков нефти в Китай и её крупнейшим торговым партнером в Африке. Товарооборот между Пекином и Луандой в 2011 г. составил $27,6 млрд[19], а в 2014 г. вырос  до $37 млрд[20] (по другим сведениям, $38 млрд[21]). В 2011 г. почти 40% экспорта ангольской нефти (около $20 млрд) экспортировалось в Китай, что составило 16% от китайского импорта этого сырья[22]. С годами экспорт этого сырья увеличивался и, по утверждению ангольской стороны, в июле 2015 г. Ангола вышла на первое место по поставкам нефти в Китай (3,4 млн т), потеснив Саудовскую Аравию и Россию[23]. Таким образом, ангольская нефть составила немногим меньше половины этого сырья, импортируемого Китаем из Африки: 6,51 млн т (47,5 млн баррелей)[24]. Китай превратился в крупнейшего внешнеэкономического партнера Анголы, участвует в крупных проектах и постепенно прибирает к рукам нефтяные активы страны.

Ангола ценит вклад Китая в развитие национальной экономики. Китайцы создают в разрушенной гражданской войной африканской стране развитую инфраструктуру. При этом все работы ведут китайские рабочие. За счет китайских кредитов в Анголе строятся дороги, гостиницы, предприятия, аэропорт в Луанде, импортируются китайские товары.

В развитии страны начался этап, который некоторые наблюдатели условно называют «китайским». В значительной мере благодаря китайской помощи Ангола стала превращаться в одну из самых быстро развивающихся стран в мире. В сентябре 2013 г. состоялся визит министра иностранных дел Анголы Ж.Шикоти в КНР. Cтороны отметили значительные успехи в сотрудничестве в таких областях, как сельское хозяйство, энергетика, инфраструктурное строительство.

Ж.Шикоти отметил, что Китай оказывает большую поддержку в послевоенном восстановлении Анголы и развивает с Анголой взаимовыгодное сотрудничество. По его словам, Ангола готова продолжать расширять сферы и поднимать уровень сотрудничества с Китаем в целях углубления двустороннего стратегического партнерства[25]. Китай поддержал кандидатуру Анголы при ее выдвижении в качестве непостоянного члена СБ ООН на 2015–2016 гг. В июле 2015 г. состоялся визит Ж.Э. душ Сантуша в Китай, а в сентябре того же года расширять сотрудничество прибыла представительная военная делегация во главе с министром обороны Ж.Лоуренсу, отметившим в ходе визита стратегический характер двустороннего сотрудничества[14]. По мнению посла Китая в Анголе Гао Кешианга, руководство его страны «удовлетворено хорошим уровнем двусторонних отношений, достигнутых в области экономики, торговли, культуры и других, на благо двух народов»[26].

Отношения Анголы с Россией – правопреемницей СССР – опираются на исторические связи и солидную договорно-правовую базу, заложенную в 1976 г. Договором о дружбе и сотрудничестве. В те годы руководство МПЛА сделало ставку на помощь СССР. В начале 1990-х гг. двустороннее сотрудничество заморозилось. Отношения осложняла проблема ангольского долга в $5,7 млрд. В 1996 г. Москва списала 70% задолженности. На сегодняшний день проблема долга урегулирована.

Двусторонние контакты активизировались в 1998 г., когда Россию c официальным визитом посетил президент Ж.Э. душ Сантуш.
Было подписано Соглашение об экономическом и торговом сотрудничестве, а в ноябре 2004 г. в Луанде – Соглашение о создании Межправительственной российско-ангольской комиссии по экономическому, научно-техническому сотрудничеству и торговле (МПК). В Анголе успешно функционирует алмазодобывающее предприятие «КАТОКА» с участием российской АК «Алмазы России – Саха» (АЛРОСА). «Газпромнефть» присутствует в стране опосредованно через сербскую компанию «NIS». Ведется работа по реализации первого в отношениях с Анголой высокотехнологичного проекта – созданию ангольской национальной системы спутниковой связи и вещания «АНГОСАТ»; российская сторона выделила на эти цели кредит на $300 млн[27].

В сфере энергетики и строительства завершены работы по совместному российско-ангольско-бразильскому проекту в области гидроэнергетики – строительству крупнейшей в стране на сегодняшний день ГЭС «Капанда» (520 мВт). В рамках совместного предприятия «Гидрошикапа» с участием АК «АЛРОСА» и Министерства энергетики и водных ресурсов Анголы закончено строительство ГЭС на р. Шикапа. Для обслуживания компании «АЛРОСА» и других сырьевых корпораций с 1 марта 2007 г. осуществляет свою деятельность российско-ангольский банк «ВТБ-Африка».

26 июня 2009 г. в Анголе впервые побывал с визитом президент РФ Д.А. Медведев. В ходе визита стороны подписали «Среднесрочную программу экономического, научно-технического и торгового сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола на 2009-2013 гг.». По словам Д.А.Медведева, «потенциал экономических связей пока нами используется не в полной мере, и поэтому мы должны сделать всё от нас зависящее для развития этих связей в контексте и того опыта взаимодействия, который был, а также тех возможностей, которыми обладают наши экономики»[28]. В 2006 г. президент Анголы Ж.Э. душ Сантуш был удостоен ордена Дружбы, а в 2012 г. ордена Почёта – «за большой вклад в развитие отношений между Россией и Анголой».

Основные направления российско-ангольского сотрудничества: горнодобывающая промышленность, энергетика, нефтяная промышленность, финансы и банки, подготовка кадров, здравоохранение, строительство вооружённых сил[29]. Налаживается сотрудничество и по линии ветеранских организаций[30]. В Анголе по частным контрактам работают несколько российских преподавателей в системе высшего и специального образования, а также более 70 врачей. Ежегодно Россия предоставляет Анголе стипендии для учебы в российских вузах. В них обучаются ангольские граждане, как по государственной линии, так и на коммерческой основе.

Конечно, на фоне миллиардных китайских вложений успехи России намного скромнее. Но необходимо принимать во внимание, что РФ и Ангола имеют одинаковую сырьевую структуру внешней торговли. Обе производят и экспортируют нефть, газ и алмазы. Торговый оборот между Анголой и Россией составил в 2011 г. около $40 млн, это хуже, чем в докризисный период — $76 млн в 2008 г.[31] В 2014 г. общий товарооборот между Россией и Анголой составил $0,6 млрд, снизившись на 41% по сравнению с 2013 г., когда товарооборот составлял $1 млрд[32].

Российский экспорт в Анголу за этот период сократился на 41% по сравнению с 2013 г. до объёма в $56 млн. Импорт из Анголы — $0,07 млн (-71%). Положительное сальдо торгового баланса составило $56 млн[33]. Однако в настоящее время товарооборот растет и, по словам министра иностранных дел России С.В.Лаврова, стороны намерены ускорить этот процесс[34].

По заказу Национального банка Анголы в 2012 г. в России были разработаны и в 2012–2015 гг. изготовлены банкноты и монеты, которые полностью заменили прежний денежный ряд.

Ангольцы хотят видеть российский бизнес у себя в стране. В ноябре 2011 г. в Москве была организована конференция «Ангола в XXI веке — растущая экономика». Но начинать надо с простых вещей — совершенствования визового режима в части получения рабочих виз. 

Россия и Ангола не раз занимали общую или сходную позиции во внешней политике. Так, выступая на 68-й сессии ГА ООН в сентябре 2013 г. министр иностранных дел Анголы Ж.Шикоти высказался за дипломатическое решение сирийского конфликта, на котором настаивала российская сторона. Руководство Анголы поддержало вступление Крыма в состав России.

Во время визита в Анголу в октябре 2013 г. вице-премьер РФ Д.О.Рогозин назвал отношения с Анголой «приоритетными» для России[35]. Были подписаны соглашения в области рыболовства, здравоохранения, культуры, а также энергетики, промышленности, создания центров технического обслуживания, подготовки национальных кадров и др[36]. Развитие сотрудничества в этих отраслях имеет солидную основу: утвержденный на этот год оборонный бюджет Анголы в размере $6,1 млрд — один из крупнейших в Африке. Согласно разработанному плану национального развития Анголы на 2013-2017 гг., в числе приоритетов в сфере обороны и безопасности — создание военно-промышленных мощностей, способных удовлетворить основные потребности вооруженных сил страны.

По мнению министра иностранных дел России С.В.Лаврова, об интересе российских деловых кругов к работе на ангольском рынке свидетельствует, например, тот факт, что в состав делегации входили представители многих отечественных компаний[37]. 16-18 февраля 2015 г. состоялось третье заседание двусторонней Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, к которому стороны подготовили конкретные предложения. Стороны подтвердили исторический и привилегированный характер двусторонних отношений.

В начале 2014 г. состоялись визиты в Россию министра обороны Анголы Ван Дунена (26–31 марта) и министра иностранных дел Ж.Шикоти (7–9 апреля). В ходе визита Ж.Шикоти был подписан Меморандум о политических консультациях между внешнеполитическими ведомствами, который будет способствовать «дальнейшему совершенствованию внешнеполитического взаимодействия России и Анголы»[38].

В августе 2015 г. ангольская военная делегация, возглавляемая министром обороны Ж.М. Гонсалвишем Лоуренсу, присутствовала в Подмосковье на соревнованиях по танковому биатлону, в котором уже не в первый раз принимали участие и ангольские военнослужащие. Делегация провела полезные переговоры в Министерстве обороны РФ.

Ангольское руководство по-прежнему считает Россию «дружественной страной». По мнению российских лидеров, Россия и Ангола «давние и исторически близкие партнёры», дружба которых «проверена временем».

Немаловажное значение для Анголы имеет сотрудничество с Индией, страной, которая поддержала антиколониальную борьбу в Анголе, а в 1989–1997 гг. участвовала в миссиях ООН по урегулированию внутриполитической обстановки в этой стране. До недавнего времени двусторонние отношения были сосредоточены преимущественно в области энергетики и добычи драгоценных камней, однако Индия стремится участвовать в развитии инфраструктуры Анголы, готовит национальные кадры, оказывает инвестиционную помощь[39]. 

           Развивая отношения с Россией, Китаем, Бразилией, ЮАР, Индией – странами-членами БРИКС – ангольское руководство не скрывает своей заинтересованности в сотрудничестве с этой молодой, но уже ставшей авторитетной международной структурой, включающей дружественные Анголе государства с быстро развивающейся экономикой.

ПРАГМАТИЗМ СОТРУДНИЧЕСТВА

ООН финансирует ряд гуманитарных программ в стране. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун побывал в Анголе в феврале 2012 г. Ангольское руководство поддерживает стратегию ООН по значительному сокращению бедности, повышению уровня образования населения, снижению заболеваемости, расширению доступа к питьевой воде и другим жизненно необходимым благам в беднейших странах мира. Повышению международного престижа страны стало ее избрание непостоянным членом Совета Безопасности ООН на 2015-2016 гг.

Отношения Анголы с США долгие годы отличались повышенной напряжённостью. Как известно, руководство США вплоть до 1993 г. оказывало политическую и военно-техническую поддержку оппозиционной правительству повстанческой организации УНИТА, сделав ставку на её лидера Ж.Савимби. Однако после того как к началу 1990-х гг. стало ясно, что правящая партия крепко стоит у власти и пользуется реальной поддержкой большинства населения, США были вынуждены официально признать африканскую страну. При этом не надо забывать, что американские компании занимались добычей нефти в Анголе до провозглашения её независимости, и не прекращали это делать в период гражданской войны.

Прагматизм  США в отношении Анголы проявился, в частности, в визите в Луанду в 2009 г. госсекретаря Х.Клинтон. В настоящее время двусторонние отношения можно охарактеризовать как «стратегическое партнёрство, основанное на взаимном уважении, на взаимных интересах и ответственности»[40]. Среди современных двусторонних интересов – урегулирование конфликтов в Африке.

Большую заинтересованность проявляет правительство Анголы к сотрудничеству с государствами – членами Европейского Союза, в первую очередь с Германией, Испанией, Италией, Францией.

В 2011 г. Анголу посетила канцлер Германии А.Меркель. Стороны обсудили вопросы двустороннего сотрудничества, в частности, в военной области. Речь шла о продаже 6-8 сторожевых катеров, стоимость каждого из них – от 10 до 25 млн евро. А.Меркель заявила, что Германия заинтересована в том, чтобы африканские государства способны были урегулировать региональные конфликты собственными силами; «Ангола входит в Африканский Союз, который поддерживает стабильность в регионе»[41]. Ангола является третьим торговым партнером Германии среди африканских стран южнее Сахары. Между тем, немецкий экспорт в Анголу снизился с 400 млн евро (2012 г.) до 292 млн евро (2013 г.), т.е. на 27%[15]. Вероятно, обеспокоенный состоянием двусторонних отношений, в апреле 2014 г. в Анголе побывал глава внешнеполитического ведомства Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.

Получают развитие двусторонние отношения с другими странами ЕС. С Италией действует соглашение о сотрудничестве в области культуры, науки и технологии на 2012-2016 гг. Итальянский государственный нефтегазовый концерн ЭНИ, действующий в стране с 1980 г., рассматривает Анголу в качестве одной из ключевых стран в своей энергетической стратегии.

Ангольско-французские отношения в недавнем прошлом не были безоблачны. В начале 2000-х гг. они были омрачены скандалом, связанным с «Анголагейтом»: расследованием, проводимым во Франции в связи с обвинением ряда граждан этой страны (среди которых был и сын бывшего президента страны Ф.Миттерана) в организации поставок оружия правительству Анголы[42]. В мае 2008 г. состоялся визит в Анголу президента Франции Н.Саркози. Важным результатом встречи стало подписание соглашения о защите французских инвестиций в Анголе. В 2014-15 гг. наблюдается оживление в двусторонних отношениях. В апреле 2014 г. Францию посетил Ж.Э. душ Сантуш, а в июле 2015 г. состоялся ответный визит французского президента Ф.Олланда. В декабре 2014 г. были подписаны соглашения об укреплении двустороннего сотрудничества, экономическом партнерстве и облегчения получения виз для общегражданских паспортов. В 2014 г. Франция оказалась на девятом месте в списке импортеров ангольской продукции (1,4 млрд. евро) и восьмое в списке экспортеров (837 млн евро)[16].

            Расширяется сотрудничество с Турцией, Японией. Давним партнёром остаётся для Анголы Вьетнам, с которым развиваются отношения в области сельского хозяйства, нефтедобычи, торговли.

Растёт интерес к сотрудничеству с Анголой в арабском мире. Так, ОАЭ планируют инвестировать в производство продовольственных товаров. Двустороннее взаимодействие естественно, поскольку и Ангола, и ОАЭ входят в число нефтедобывающих и состоят в ОПЕК. Руководство Анголы готово начать с арабскими эмиратами крупные экономические проекты. Наиболее привлекательные области вложения капитала для зарубежных инвесторов — инфраструктурные проекты, сельское хозяйство, сфера услуг, добывающая отрасль, прежде всего, нефть и алмазы.

Давние особые отношения связывают Анголу и Кубу. С первых дней независимости Куба оказывала молодому государству масштабную многоплановую помощь. Вклад Кубы в развитие Анголы значителен. Во многом благодаря военно-технической помощи Кубы руководство НРА в 1970-е –1980-е гг. смогло противостоять внешней агрессии и внутренним противникам. С момента подписания в 1976 г. первого соглашения о сотрудничестве, в Анголе работали свыше 10 тыс. кубинских врачей и почти 16,5 тыс. учителей[43]. На Кубе получили образование почти 20 тыс. ангольцев. В последние годы члены высшего кубинского руководства регулярно посещают Анголу. В качестве приоритетных для развития двусторонних отношений рассматриваются промышленность, строительство, высшее образование, научные исследования, здравоохранение, культура. В настоящее время в Анголе работают 3,9 тыс. кубинцев в секторах здравоохранения, образования и строительства[44].

 х       х        х

Принятая в 2010 г. новая конституция Анголы усилила президентскую власть. На очередных президентских и парламентских выборах в 2012 г. правящая партия МПЛА, которую возглавляет её бессменный лидер и президент страны Жозе Эдуарду душ Сантуш, в очередной раз одержала победу. Это гарантирует сохранение преемственности внешнеполитического курса страны, который в ближайшем будущем, скорее всего, будет предусматривать обеспечение доступа к международному финансированию, расширение влияния на мировой арене, укрепление отношений со стратегическими партнёрами[45].

 

[10] http://www.portalangop.co.ao/angola/pt_pt/noticias/politica/2015/10/46/Angola-Presidente-Mocambique-termina-visita-oficial-pais,2d0b88fc-d65c-4dcb-8ca2-7911354aa2d5.html

[11] http://www.publico.pt/economia/noticia/investimento-directo-de-portugal-em-angola-encolheu-1554-milhoes-num-ano-1711950

[12] http://www.redeangola.info/investimento-angolano-em-portugal-e-garantia-de-negocios-lusos-em-angola-diz-mira-amaral/

[13] http://www.dw.com/pt/cresce-a-emigração-portuguesa-para-angola-e-moçambique/a-17495606

[14] http://www.angop.ao/angola/pt_pt/noticias/politica/2015/8/39/China-Ministro-Defesa-reafirma-interesse-reforcar-cooperacao,c81ae93a-c53f-40ef-b7c0-37b16ea4c266.html (Обращение к сайту 3.08.16).

[15] http://www.dw.com/pt/chefe-da-diplomacia-alemã-visita-angola/a-17518499

[16] http://www.sapo.pt/noticias/presidente-frances-visita-angola-a-02-de_5583f4b2ca5cc2d75cbf772c

[1] Конституция Народной Республики Ангола. М., 1977. С. 16.

[2] Legislação Constitucional. Art. 53. Luanda, 1981.

[3] Legislação Constitucional. Art. 2. Luanda, 1981.

[4] http://www.legis-palop.org/bd/Home.aspx/ConstituicaoAngola

[5] Malaquias Assis. Angola’s external outlook: pragmatism and dissonance // A UE e Africa: em busca de parceria estratégica. Lisboa, 2009.

[6] Африка. Энциклопедия. М., 2010. Т. 2. С. 688.

[7] http://www.angonoticias.com

[8] http://www.elcalmeida.net/content/view/796/46/

[9]  Almeida E. da Costa. Angola, Potência Regional em Emergência, Lisboa, 2011.

[10] Сообщество португалоговорящих стран Африки.

[11] Expert Online, 3.09.2012.

[12] По данным Португальского института международных отношений и информации (IPRIS).

[13] http://www.pravda.ru/world/restofworld/africa/28-02-2013/1146648-angola-0/

[14] По-португальски: Comunidade dos países de língua portuguesa (CPLP).

[15] Восточный Тимор вступил в СПЛП после провозглашения независимости в 2002 г.

[16] Cristóvão F., Amorim M.A., Marques M.L.G.,Moita S.B. Dicionário temático da Lusofonia. Lisboa, 2005. P. 189.

[17] http://www.noticiaslusofonas.com/view.php?load=arcview&article=27594&catogory=CPLP

[18] Пульс планеты, Ближний Восток и Африка, 21 ноября 2012.

[19] Дейч Т.Л., Усов В.А. «Восходящие» державы на Африканском континенте: пример Анголы.//Азия и Африка сегодня. 2013, № 7. С. 38. (Deich T.L., Usov V.A. 2013. “Voskhodyashchie” derzhavy v Afrike: primer Angoly // Aziya i Afrika Segodnya. № 7) (in Russian)

[20] http://jornaldeangola.sapo.ao/politica/cooperacao_economica_evolui_a_passos_largos

[21] http://jornaldeangola.sapo.ao/economia/aumentam_as_vendas_de_petroleo_a_china

[22] Правда. Ру, 19.03.2012 г.

[23] http://jornaldeangola.sapo.ao/economia/aumentam_as_vendas_de_petroleo_a_china

[24] Там же.

[25] http://angola.polpred.com/?ns=145

[26] http://jornaldeangola.sapo.ao/politica/cooperacao_economica_evolui_a_passos_largos

[27] http://www.kommersant.ru/doc/2313366?isSearch=True

[28] http://rudocs.exdat.com/docs/index-393723.html?page=2

[29] «Среднесрочная программа экономического, научно-технического и торгового сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола на 2009 — 2013 гг.».

[30] В 2004 г. в России был создан Союз ветеранов Анголы – региональная общественная организация участников оказания интернациональной помощи Республике Ангола. Одна из главных её целей – содействие развитию общественных, культурных и экономических связей России с РА.

[31] Правда. Ру, 19.03.2012.

[32] http://www.rusexporter.ru/research/country/detail/2316/

[33] Там же.

[34] http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/2fee282eb6df40e643256999005e6e8c/95422fce0e1e291f44257cb4003f62a7!OpenDocument

[35] http://noticias.sapo.ao/info/artigo/1341796.html

[36] http://tpa.sapo.ao/noticias/politica/vice-presidente-da-russia-reiteira-importancia-de-angola-em-africa

[37] http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/2fee282eb6df40e643256999005e6e8c/95422fce0e1e291f44257cb4003f62a7!OpenDocument

[38] Там же.

[39] Дейч Т.Л., Усов В.А. Указ. соч., с. 39.

[40] Пульс планеты. Ближний Восток и Африка. 24 мая 2013.

[41] http://www.rusverlag.de

[42] http://www.lexpress.fr/actualite/societe/justice/le-proces-de-l-angolagate-devant-la-cour-d-appel_953706.html

[43] Пульс планеты. Ближний Восток и Африка. 21 мая 2013.

[44] http://angola.polpred.com/?ns=145

[45] http://www.angonoticias.com/Artigos/item/39933/angola-prepara-se-para-abandonar-estatuto-de-pais-de-rendimento-baixo

Токарев Андрей Александрович



© Союз ветеранов Анголы 2004-2024 г. Все права сохраняются. Материалы сайта могут использоваться только с письменного разрешения СВА. При использовании ссылка на СВА обязательна.
Разработка сайта - port://80 при поддержке Iskra Telecom Адрес Союза ветеранов Анголы: 121099 г. Москва , Смоленская площадь, д. 13/21, офис 161
Тел./Факс: +7(499) 940-74-63 (в нерабочее время работает автоответчик)
E-mail:veteranangola@mail.ru (по всем вопросам)