Региональная общественная организация участников оказания интернациональной помощи республике Ангола
Поиск по сайту
Подписка на новости
Ваше имя:
E-mail:
Случайный MP3 файл с сайта
Установите Flash-проигрыватель 09. Нелегкая задача

Перейти к разделу >>

21 марта - День независимости Намибии.

«ЗАПИСКИ ВОЕННОГО ПЕРЕВОДЧИКА»

Воспоминания военного переводчика группы СВС при СВАПО в Анголе, 1978-1980 гг. Михаила Власенко.
Татьяна Давыдова - Про Алексея и как он спас меня и машину

Наша группа получила задание от советских военных советников отыскать и отработать второй по времени постройки серпантин, существующий по слухам недалеко от Лубангу и представляющий большой интерес для всех- и для военных , и для мирного населения в качестве одного из запасных путей к океану в случае острой необходимости(когда перекрыт основной путь- Леба),или просто разрушен, что тоже в то время было очень даже возможно. На Лебу неоднократно покушались юаровцы, минировали .взрывали, вообщем, играли в настоящие мужские игры- войну.
Съемку этих квадратов мы уже давно сделали и получили материалы для дальнейших камеральных работ и последующих контрольных сверок на местности . Наши топографы все уже теоретически знали, видели на местности по фото, изучили вероятности проходимости древней дороги, оставалось только исследовать в реальном наземном варианте. Руководство посовещавшись с коллективом ,сочло возможным отправить на разведку и корректировку одну машину с топографом Алексеем, переводчиком и стажером-водителем.
Повторюсь, что наш механик готовил транспорт заранее, потом несколько раз перепроверял, чтобы уже наверняка быть уверенным в готовности УАЗика. На сей раз тоже провел осмотр еще и поутру, а мы выходили затемно, до восхода солнца на маршрут.
Спускались в долину по третьему старому серпантину, постоянно отмечая его хорошее состояние . Дорога была в отличие от самого древнего съезда не булыжной, а грунтовой. Съезд –пологим и плавным, без особых резких поворотов, как на верхнем участке Лебы. Долина - хорошо обжита в это время года- усеяна семейными поселками и деревеньками из кубатошей. Местное население- не напуганное и приветливое в общении.
Сразу же ушли вправо от спуска по долине, чтобы отыскать заброшенный серпантин.
Древними стражами попадались могучие баобабы, унизанные длиннющими плодами, напоминающими московские батоны. Жестковатая белая мякоть плода, кисловатая на вкус, начиненная мелкими семенами, приглянулась всему животному миру Африки. Каждое дерево баобаба являлось притягательным и для обезьян ,и для птиц ,и для всяких пресмыкающих в виде удавов, которые лакомились уже не кислой мякотью, а зазевавшимися обезьянами.
Мангровые заросли встали густой стеной. Нашли объезд. Но сравнительно долго не могли подъехать к началу подъема- в Африке после сезона дождей прорастает все и вся. А четвертый спуск в долину не использовался уже не один десяток лет.
По фотоматериалам мы были где-то совсем рядом, правда, то уходили влево от вожделенного серпантина, то вправо. Разозлившись, Алексей оставил нас в машине и отправился на разведку пешком. Оказалось, что стояли на дороге, но деревья переплелись и полностью закрыли въезд. Обошли естественное препятствие с нескрываемым нетерпением- дальше дорога уже была узнаваемой и проходимой для нашего трудяги УАЗика. Включили задний мост для пущей страховки.
Серпантин представлял собой уже полуразрушенную дорогу, местами засыпанную обвалами и сгнившими деревьями, но в достаточно приемлемой сохранности, что совершенно естественно для климата Анголы, а тем более доступно для советской техники, сконструируемой на 200 % запаса прочности в соответствие с потребностями российских дорог.
Дорога шла вверх полого и под углом не более тридцати градусов, гипотенузой прорезая глыбу каменной стены. Продвигались с небольшой скоростью, постоянно останавливаясь и убирая мелкие препятствия , заготовленные нам природой. К середине пути совершенно замучились – отступать было некуда, часть дороги давно обрушилась вниз, оставив доступной одну проезжую полосу в метра два. Так тащились уже часов семь . Алексей сам сел за руль, ангольский специалист не сопротивлялся. До вершины оставалось немного, километров пять.
Справа пошла осыпь, обрадовавшись встречи с техникой. Заднее колесо, уныло заворчав , зависло над долиной, стажер выскочил . Алексей рявкнул в мою сторону «сидеть!». Потом приказал мне перемещаться медленно на место водителя по мере его ретировки на заднее сиденье. Получилось. Страха и любопытства- не было, была усталость. Молча сидела ,окаменев вместе с рулем.
В это время Алексей проводил какие-то манипуляции с бревном и задним мостом, отдавал приказания стажеру, которые я машинально переводила. Хотя сейчас мне трудно вспомнить содержание разговора.
Машина приподнялась и медленно встала на твердый грунт напроказившим колесом.
Опять в том порядке коллектив партии забрался в машину, Алексей отодрал предварительно мои руки от руля и мягко пересадил на мое забитое место на переднем сидении.
Тронулись. Отъехав на приличное расстояние, остановились, чтобы стряхнуть оцепенение и поделиться уже воспоминаниями. Оказывается, машина повисла как раз на середине заднего моста на одном из булыжников. Алексей смог найти подходящее бревно и использовал его в качестве рычага, чтобы водворить провинившееся колесо на дорогу и с запасом прочности.
Дальнейшее наше путешествие проходило без особых эксцессов и в содружестве с природой. Бесполезно проверять на прочность российских мужчин, тем более половину жизни проведших в жестоких условиях советской действительности в соответствие со спецификой выбранной профессии.



© Союз ветеранов Анголы 2004-2024 г. Все права сохраняются. Материалы сайта могут использоваться только с письменного разрешения СВА. При использовании ссылка на СВА обязательна.
Разработка сайта - port://80 при поддержке Iskra Telecom Адрес Союза ветеранов Анголы: 121099 г. Москва , Смоленская площадь, д. 13/21, офис 161
Тел./Факс: +7(499) 940-74-63 (в нерабочее время работает автоответчик)
E-mail:veteranangola@mail.ru (по всем вопросам)