Сергей Курлыгин
Автопарки были практически в каждой миссии. Машины практически все советские, за редким исключением: в Луэне, например, был, пусть и старый, но самый настоящий лэндровер – на нем рассекал Сережа Шкурдода. У Николая Моси была зачуханная «таблетка» - УАЗ-452. Шефы, естественно, пытались держать марку и катались, кто с личным водителем, а кто и без, на волгах... или на более менее прилично выглядевших УАЗ-469.
Машины обычно передавались «по наследству» и ухаживали за ними советники и специалисты, как правило, самостоятельно, опять же, за исключением...
Порой даже проводились техосмотры!
С горючкой, правда, всегда, было туговато, но, кто ищет, тот всегда на коне. По каким нормативам происходило выделение автотранспорта на душу населения, я не ведаю... В один прекрасный день мой сосед по квартире, он же распрекрасный товарищ Сережа Шкурдода задал мне вопрос: «А чего это ты безлошадный ?». Я ответил, мол права в Союзе, ксерокопию с них не снял, да и машин-то свободных нет… На самом деле водительского удостоверения у меня и в помине не было, как и собственного автомобиля, хотя за баранку отец посадил меня ещё пацаном, лет в 7-8. Тем не менее я загорелся... Выцыганил у сотоварищей аж 4 ксерокопии прав и методом вырезки-вклейки своей фотографии, переклейки номеров и ксерокопирования сотворил себе «документ» очень даже правдоподобный. Написал рапорт, съездил с советником автослужбы в местную полицию, затем в штаб и через какое-то время получил самые настоящие ангольские права. По возвращению в Союз эти «международные» корочки помогли мне стать обладателем уже настоящего водительского удостоверения Союзного образца. А, что? Правила я выучил, вождение сдал – такого опыта, как у меня, мало у кого и было...
Правда, до сих пор в памяти ДТП, которое совершил советник зама по тылу округа (фамилию не помню ). Он совершил наезд на женщину-анголанку, так за то в 24 часа...
Страх естественно какой-то присутствовал, но не из-за того, что где-нибудь налетишь на мину, а именно из-за боязни наехать на какого-нибудь разяву: люди по дорогам ходили, как по тротуарам... Когда я получал последний инструктаж, очень мне не понравилось чисто ангольское, правило: у кого машина больше – тот и прав!!! Но, в отличии от столицы Луанды, на периферии даже уралы, управляемые анголанами, уступали дорогу, когда проезжали мы.
Права-то я в конце концов получил, а вот по поводу авто вышла закавыка – его просто не было... Ну, да не имей 100 рублей... Коля Мося, супер спец по любым видам ремонтов, изобретений (Кулибин, его так все и звали) и пр., и пр., и пр. разрешил проблему банально просто: из 3 уазиков (на одном стуканул двигатель, другому оторвало задний мост на мине, ну, а у третьего просто была хорошая электропроводка ), которых с избытком было на свалке автобатальона, собрал мне боевого коня, даже с номером... Радиорота, в которой я был специалистом по ремонту средств связи, находилась в соседнем квартале и на службу я продолжал ходить пешком, но тем не менее поездки на своей карете осуществлял практически ежедневно: в аэропорт, к кубинцам на фазенду... Всего один раз чуть не убился: несся из миссии в аэропорт – по радио передали, что моего товарища Женю Колесникова вертолетом транспортируют сильно контуженого.
Спасибо Анголе – именно там я стал водителем и некоторое время спустя, уже в Союзе даже попробовал поучаствовать в ралли...