Региональная общественная организация участников оказания интернациональной помощи республике Ангола
Поиск по сайту
Подписка на новости
Ваше имя:
E-mail:
Случайный MP3 файл с сайта
Установите Flash-проигрыватель 03. В Африке очень хорошо!

Перейти к разделу >>

Вышел в свет очередной дайджест новостей Союза ветеранов Анголы «Ангольцы» с сибирским характером», посвященный деятельности Представительства Союза ветеранов Анголы в Новосибирской области.   

Борис Харитонов

Около 20% экипажа уже побывало в Анголе – ходили туда на боевую службу в 1977-78 годах, ещё с Черноморского Флота (ЧФ). До осени 1978 года БРК «Прозорливый» входил в состав ЧФ и базировался в Минной гавани Севастополя, а затем был перечислен на БФ.

За период с мая по сентябрь 1979г. мы побывали с визитом в Финляндии, в городах Хельсинки и Турку, участвовали в ракетных, торпедных и артиллерийских стрельбах, нескольких боевых дежурствах ПВО и ПЛО, бесчисленных и бесконечных выходах в моря. Еще мы принимали участие в параде кораблей на День Флота в Таллинне, столице Эстонской ССР. Становились на предпоходовый осмотр в СРЗ-29, производили выгрузку-загрузку артиллерийского, бомбового и подрывного боезапаса, ракет и торпед. Да, вот ещё – на нашем корабле установили две дополнительные артустановки калибра 45 мм.

Где-то с августа весь наш экипаж по очереди, в разные дни  стали вызывать на беседы к заму командира корабля по политчасти капитану 3-го ранга В.Д. Шацкому (Украина) и представителю особого отдела на корабле капитан-лейтенанту Альгердасу Шадаускасу (Литва). С последним судьба свела меня еще раз уже в гражданской жизни – в 1987 году в Латвии, на праздновании Дня ВМФ в Лиепайской ВМБ.

Кстати, особиста Шадаускаса на корабле побаивались, особенно, те, кто был родом с Западной Украины.

Каждый из них беседовал с нами по отдельности, да и мы заходили к ним в каюты по одному. Расспрашивали о родителях, братьях-сёстрах, обстановке дома, отношениях в экипаже. И о готовности выполнить любой приказ Родины. Были также вопросы о состоянии здоровья.

Каждому из нас говорили, что нам предстоит дальний поход, в котором мы должны достойно пронести военно-морской флаг СССР. Куда именно нам предстояло отправиться, не сообщали. Рекомендовали в письмах написать родителям, что, возможно, пару месяцев от нас не будет известий, чтобы те не волновались.

Чего-то необычного в этом мы не видели, так как ещё перед визитом в Финляндию достаточно наслушались увещеваний: о бдительности, о необходимости дать отпор империализму, о происках ЦРУ, о том, что нам надлежит высоко нести честь Советского Союза. То был 1979 год, так что ничего смешного в этом никто из нас не видел, все относились к подобному очень серьёзно.

Ставили прививки от малярии и тропической лихорадки, лечили зубы. По иронии судьбы малярией я заболел через много лет – в 1998году, в глубине Сибири. К счастью, в нашей сельской районной больнице тогда был врач, ранее живший в Южном Казахстане – Чукреев Александр Михайлович. Сейчас он живёт в Ивановской области. Он и спас меня, так как сколько-то разбирался в этих «южных» болезнях.

По итогам бесед порядка человек 20 списали на другие корабли. Тех, кто должен был осенью увольняться в запас, перевели на ЭМ «Стремительный».

Пришли моряки с ЭМ «Спешный», которые раньше уже ходили на нём в Анголу. Наш командир корабля капитан 3-го ранга Лякин Виктор Фёдорович (сейчас контр-адмирал запаса, живёт в Питере), ещё в звании капитан-лейтенанта водил «Спешный» туда. Заранее пришли из учебных отрядов новые специалисты – сибиряки с Алтая и Омска, уральцы и поморы из районов Архангельска и Мурманска.
Был создан десантный взвод: его тренировками руководили старший помощник командира корабля капитан-лейтенант Кареньков Л.В. и командир 1-й батареи БЧ-2 лейтенант Соляник С.Н. (Одесса).

Я входил в состав корабельной подрывной команды – согласно своей специальности минёра. С нами проводили тренировки. Несколько раз мы ходили стрелять из автоматов, ручных пулемётов, пистолетов, ракетниц, бросали гранаты на пустынном берегу, где были только сосны и песок…

Одновременно с этим на корабль завозились продукты, форма и много-много других необходимых вещей.

Где-то в районе 20-го сентября мы вышли в моря – на размагничивание. Эта специфическая военно-морская операция спасает корабли от воздействия мин. Во время этого мероприятия на винты корабля из пучин морских намотался металлический трос, что было совсем некстати. В подводном положении его мы не смогли снять. Предстояла постановка в док.

Наш корабль был полностью загружен боезапасом, продуктами и т.д. Перед постановкой в док положено производить полную выгрузку боезапаса и всего прочего. Но это, мягко говоря, очень трудоемкая операция. Вместе с обратной загрузкой на неё могло уйти не менее 4-х суток, да и экипаж бы протянул ноги. В общем, песня долгая. Но на боевую службу мы должны уйти строго по графику. Поэтому по разрешению Главкома ВМФ, в порядке исключения нас поставили в док с полным комплектом боезапаса. В доке корабль находился в единственном числе – всё, что могло двигаться, из нашего ближайшего окружения было отведено, жителей близлежащих кварталов выселили.
Где-то вдали, хотя и в поле зрения, стояли пожарные автомобили. В полную боеготовность были приведены вся аварийные и медицинские службы Лиепайской ВМБ, КАСГ кораблей и подводных лодок.

В доке мы провели порядка 2-х суток, но все работы по освобождению от троса были выполнены. Одни сутки я был на вахте в артдозоре – каждый час мы обходили погреба с боезапасом. Вторые сутки – вахтенным на шлюзе, закрывающим док с конкретным приказом – ни при каких обстоятельствах никого не подпускать к шлюзу. Всё это время на корабле действовали меры повышенной предосторожности.

Покинув док, мы стали в Зимнюю гавань. До выхода на боевую службу оставалось что-то около суток. Часа в два ночи меня разбудил дежурный по кораблю лейтенант Соляник и объяснил, что я должен вызвать на корабль к 6 часам утра старпома капитан-лейтенанта Каренькова. Получив карточку вызова, я сошёл с корабля, но через КПП из базы не пошёл – прошел по территории подплава, перелез через забор, и часа в 3 уже был у старпома. Старпом, судя по всему, не спал – дверь открыл сразу. Вышла и его жена. Я сказал, особо подчеркнув, что на корабле ему надлежит быть не сейчас, а в 6 утра…

Поутру обнаружилось, что мы не успели получить на корабль ещё какую-то мелочь, поэтому нас, человек 7 из БЧ-3 и БЧ-2, отправили на склады, где мы загрузили этой мелочью ещё три Газика. В общем, когда часов в 5-6 вечера, после того, как нас на ГАЗ-69 привезли на КПП базы, и мы пришли на свой 42-й причал, нашего «Прозорливого» не было. Не было с нами и старшего группы мичмана Петрова Николая Михайловича (Латвия), куда-то пропал и матрос Фёдоров Владимир (Калинин). Мы были уставшие и голодные. Присели у стоявшего напротив причала ангара, покурили, погадали, где, кто есть. Через какое-то время к нам подошел офицер штаба бригады: кто такие, откуда, почему да отчего. Объяснили, кто и откуда – нам было приказано ждать. Через какое-то время за нами пришел барказ с нашего корабля. Оказалось, БРК «Прозорливый» уже несколько часов находился на рейде, уже был зачитан приказ Главкома ВМФ о его заступлении на боевую службу по охране и защите интересов Союза Советских Социалистических Республик.

Тут подошла машина комендатуры Лиепайского гарнизона – бессмертный ГАЗ-69. Привезли пьяных Петрова и Фёдорова. Через час мы были на корабле. Фёдорова исключили из рядов ВЛКСМ уже в океане, какое взыскание вынесли члену КПСС Петрову – не знаю. Так и был Фёдоров единственным на корабле беспартийным – все остальные были или комсомольцами или коммунистами.

Секретарь комитета ВЛКСМ корабля лейтенант Самойлов Валерий (Москва) собрал наши комсомольские билеты. Они и хранились у него до нашего возвращения в Союз. Я был комсоргом БЧ-3, поэтому хорошо запомнил этот факт. Правда, смотрелся он очень странно с учетом того, что наши военные билеты благополучно лежали у нас в рундуках, и никто за всю боевую службу о них не вспоминал. Что мы должны были хранить свято, так это книжку «Боевой номер» – личное боевое расписание…



© Союз ветеранов Анголы 2004-2024 г. Все права сохраняются. Материалы сайта могут использоваться только с письменного разрешения СВА. При использовании ссылка на СВА обязательна.
Разработка сайта - port://80 при поддержке Iskra Telecom Адрес Союза ветеранов Анголы: 121099 г. Москва , Смоленская площадь, д. 13/21, офис 161
Тел./Факс: +7(499) 940-74-63 (в нерабочее время работает автоответчик)
E-mail:veteranangola@mail.ru (по всем вопросам)