Региональная общественная организация участников оказания интернациональной помощи республике Ангола
Поиск по сайту
Подписка на новости
Ваше имя:
E-mail:
Случайный MP3 файл с сайта
Установите Flash-проигрыватель 06. Каама

Перейти к разделу >>

 

Ушел из жизни ветеран Анголы

Владимир Николаевич КАЗИМИРОВ

(1929 - 2024)

19 апреля 2024 года после продолжительной болезни скончался наш товарищ, Член Союза ветеранов Анголы, Чрезвычайный и полномочный посол СССР в Народной республике Ангола (3.09.87 - 10.10.90) Казимиров Владимир Николаевич (род. 1929). Совет Союза ветеранов Анголы выражает глубокие соболезнования родным и близким Владимира Николаевича.

СКОРБИМ

Е.Никитин - Миссия в Анголе

Воспоминания о работе в Анголе с июля 1998 г. по март 1999 г.
в составе вертолетной группы
Миссии наблюдателей ООН MONUA 1

Никитин Евгений Григорьевич
лётчик-снайпер, майор в отставке



Родился 7 октября 1959 года в посёлке Заречный Пугачёвского района Саратовской области. В 1977 году окончил Преображенскую среднюю школу и поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков, после окончания его был направлен в город Пугачёв Саратовской области в учебно-боевой вертолётный полк лётчиком инструктором. В сентябре 1986 г. в должности командира звена направлен в командировку на Чернобыльскую АЭС, где непосредственно принимал участие в ликвидации последствий аварии, выполняя радиационно-химическую разведку местности с забором заражённого грунта, работу с внешней подвеской по перевозки опасных грузов, эвакуацию людей, терпящих бедствие и другие задачи днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Имея большой опыт лётной работы, обладая хорошими командирскими навыками и умелым руководством коллективом с должности командира вертолётного отряда Министерством обороны РФ направлен в Анголу на должность заместителя начальника лётной группы-командира экипажа вертолёта Ми-8 МТВ. Командировка продолжалась с июля 1998 года по март 1999 год. Также в 2006 году, в 2008 году и 2009–2010 годах участвовал в миссии ООН в Судане.


В летом 1998 года я проходил службу в должности командира отряда управления Сызранского высшего военного авиационного училища. Командованием училища мне и моим подчинённым: командиру вертолёта майору Аксенову М.Н., бортовому технику капитану Сутуло А.Н., начальнику группы РЭО майору Лукьянову С.В. было предложено выполнить интернациональный долг в составе миссии ООН в Республике Ангола. Там группа российских вертолётчиков выполняла задачи в интересах ООН, осуществляла воздушные перевозки наблюдателей ООН, гуманитарных грузов, населения, больных, раненых и погибших. Доставку гуманитарной помощи пострадавшему населению порой приходилось выполнять под обстрелами УНИТА.
Поскольку лётные экипажи, технический и другой вспомогательный состав российской вертолётной группы был собран с различных воинских частей России, начали с проверки лётной подготовки, слаженности, которые провели в Торжке. После проверки, самолетом 20 июля 1998 г. прибыли в столицу Анголы г. Луанда.
Через два дня всей группой в количестве 12 человек самолётом были доставлены на восток страны в г. Луэна. Старожилы нас, своих сменщиков, встретили душевно, очень ждали замену, разместили на вилле. Доктор вертолетной группы обрисовал санитарную ситуацию, что здесь можно, что нельзя. Командир и лётчики поделились опытом и особенностями лётной работы в чёрной Африке. Здесь, вместо радиотехнических средств обеспечения полётов - GPS навигаторы, это было для нас совсем новое оборудование, которое являлось основным элементом навигации, летали по прямым линиям, а не как в России по МВЛ2 . При полётах ночью вместо посадочных прожекторов использовали аварийные огни автомобилей. Вот вам и безопасность полётов…
На следующий день приступили к подготовке к полётам. Старый командир проверил нового командира группы и меня в полете днём и ночью на площадку. После выполнения полётов приняли на грудь по 100 грамм вискаря, и старый командир группы объявил: «пост сдал», а новый: «пост принял». Вот и все формальности. Утром личный состав старой группы мы проводили на самолёт в Луанду и начались наши лётные будни – полеты согласно договора между РФ и ООН.
Отработали с Луэны в течение месяца, затем руководством ООН было принято решение о перебазировании всей нашей группы из Луэны с дозаправкой на промежуточном аэродроме Уамбо в Лубанго. Затем мой экипаж был направлен в Уиже, для усиления лётной составляющей группировки сил ООН, где уже была неспокойная обстановка - антиправительственные воинские формирования доктора Савимби начали наступление со стороны Республики Конго на столицу страны через Негаже и Уиже3.
Однако мы продолжали выполнять полёты, проводили воздушные разведки, поисково-спасательные работы, эвакуацию раненых, больных, доставку гуманитарной помощи пострадавшему населению от боевых действий и другие задачи, которые проводились не редко под обстрелами противоборствующих сторон, - именно так и все было.
В один из дней я получил команду срочно вылететь в район н.п. близ Маланже, по предварительной информации на деревню напали боевики. Прилетев с группой охранения и сотрудниками миссии ООН на место, мы увидели полностью сгоревший населённый пункт и горы трупов, в том числе детей и женщин, - боевики ни кого не щадили. В дальнейшем это стало обыденным явлением в северной части Анголы.
При приближении войск Савимби к Уиже, местные власти и население к нам стали относится несколько по-другому, настороженно, порой - с большим недоверием. Свободно уже на аэродром, как раньше, не пускали, проводили досмотр, неоднократно предлагали оставить вертолёты и всю имеющую технику им безвозмездно.


По всему было видно, что обстановка накалялась: в течение трех месяцев отряды УНИТА захватили 55 населенных пунктов, в том числе несколько довольно крупных. Назрела реальная опасность эскалации конфликта, что и произошло: с декабря 1998 года в стране начались крупномасштабные боевые действия между ангольской правительственной армией ФАА и УНИТА. Поэтому командиром российской группы в Анголе, по согласованию с руководством миссии ООН было принято решение вывести своим ходом всю обслуживавшую наши вертолеты наземную технику. Чтобы не досталась Савимби. В середине февраля 1999 г. с риском для жизни наши специалисты вывели её через джунгли из Уиже и доставили в Луанду.
Теперь оставалось незаметно от охраны аэродрома перегнать туда же 2 наших вертолёта, а это стало ещё сложнее, т.к. была дополнительно усилена охрана аэродрома.
На то мы и русские, чтобы побеждать, мы их обхитрили. Как правило, полёты заканчивались до 17 часов. Мы после этого времени стали посещать аэродром якобы для выполнения обязательных работ на вертолётах, подкармливали охрану, усыпляли их бдительность. Они и поверили, что после 17 часов (уже недалеко до наступления темноты, в это время полёты ночью были строго запрещены) никто никуда не взлетит.
Как они прогадали. Скрытно после мы 17 часов прибыли на аэродром. Охрана в это время состояла из 2-х солдат. Состав нашей группы быстро погрузился на вертолёты, я запустил один двигатель, второй экипаж аналогично и тут же порулили на полосу, запуская при этом второй двигатель. На малом газе начал разгон скорости, включая коррекцию и последовательно остальное оборудование. После взлёта на предельно малой высоте 10-15 метров, используя складки местности, оба вертолёта благополучно ушли на Луанду. Руководители охраны поздно спохватились, как нам рассказали позже, кого расстреляли, кого сняли с должностей – может, и врут. Но мы сами спаслись и сохранили для нашей страны боевые российские вертолёты, которые ни разу не подвели в этой жаркой, воюющей и в тоже время прекрасной стране под названием Ангола.
В конце марта 1999 г. все спасенные вертолеты и часть личного состава российской вертолётной группы были загружены в самолёт Ан-124 «Руслан» и благополучно вернулись домой. Однако потери в нашей группе и в миссии ООН были, боевики сбивали и самолёты, и вертолёты, но эта уже другая история .

1Миссия наблюдателей Организации Объединенных Наций в Анголе (MONUA, Missão de Observação das Nações Unidas em Angola) была создана Советом Безопасности ООН 30 июня 1997 года. Из-за провала мирного процесса в Анголе, была официально прекращена 24 февраля 1999 года. Вначале миссии в 1997 году, миротворческие силы ООН состояли примерно 3500 солдат, наблюдателей и полицейских сотрудников из 17 стран. Это число сократилось до 400 в 1999 году. Семнадцать сотрудников MONUA погибло в конфликте
2Местная воздушная линия (МВЛ) — коридор в воздушном пространстве, предназначенный для полётов.
3В декабре 1998 и январе 1999 года в районе г. Уамбо были сбиты два транспортных самолета С-130 "Геркулес", в результате чего погибли 23 человека, в том числе российский военный наблюдатель ООН Олег Каптурович и офицер российской авиационной группы Сергей Савинов.



© Союз ветеранов Анголы 2004-2024 г. Все права сохраняются. Материалы сайта могут использоваться только с письменного разрешения СВА. При использовании ссылка на СВА обязательна.
Разработка сайта - port://80 при поддержке Iskra Telecom Адрес Союза ветеранов Анголы: 121099 г. Москва , Смоленская площадь, д. 13/21, офис 161
Тел./Факс: +7(499) 940-74-63 (в нерабочее время работает автоответчик)
E-mail:veteranangola@mail.ru (по всем вопросам)