Региональная общественная организация участников оказания интернациональной помощи республике Ангола
Поиск по сайту
Подписка на новости
Ваше имя:
E-mail:
Случайный MP3 файл с сайта
Установите Flash-проигрыватель 06. Москва-400 (авторский вариант)

Перейти к разделу >>

21 марта - День независимости Намибии.

«ЗАПИСКИ ВОЕННОГО ПЕРЕВОДЧИКА»

Воспоминания военного переводчика группы СВС при СВАПО в Анголе, 1978-1980 гг. Михаила Власенко.
 

Июль 2008 года

[31.07.2008 15:08:13] Макаренко Иван
ЗРК "Печера", Луанда 1984-86 гг.


[30.07.2008 18:13:11] Гуков Данияль
Коментарии к фото. № 273 Слева на право: Советники п\п-ки Ефремов Генадий, Гуков Данияль,техник по ремонту Пилипенко Анатолий.

№ 274 Гуков Д И.

№ 275 на переднем плане советник к-ра 16ПБр п-к Малюкин Василий Иванович.
№ 276 Советники НШ бригады Б...Сергей, Лобанов Борис,Ефремов Генадий,переводчик Клочков Виктор,пр-к Пилипенко Анатолий- раздатчик пищи,советник нач. артил. п\п-к Понамарев Вениамин Алексеевич, лица не видно,п-к Малюкин Василий Иванович.

№ 277 Стоят слево советник НПО Николай Григорьевич,Понамарев Вениамин Алексеевич, Ефремов Генадий,Клочков Виктор, сидят: слево Лобанов Борис и Б Сергей П.
№ 278 Ефремов Геннадий, Гуков Данияль, Лобанов Борис.
№ 279 Гуков Д и советник нач. тыла 16ПБр, пробыл в Куито недолго,сразу после рейда перевели к попугаям в Кабинду.
№ 280 Лобанов Борис,командир 16 ПБР РУБЕН, Пономарев Вениамин Алексеевич, Гуков Д И,и командир 1пр.

№ 281 Слева Лобанов Б и Пилипенко Анатолий.Обратите внимание, все стекла на УАЗике разбиты.За одну операцию наш УАЗ получил 28 пробоин осколками мин.

№ 283 все советники 16ПБр кроме фотографа Гукова,во время завтрака.

№ 284 Советники 16 и 1ПБр, слева первый лежит раненный советник ком-ра 1ПБр. Ждем вертушку для его эвакуации, фамилию не помню,знаю, что он очень долго лечился в Луанде.
С уважением Данияль


[30.07.2008 15:44:55] Валентин Мозолев
Письма от Чаленко Виктора Ивановича (Продолжение)
Письмо восьмое ( 23.07.2008 23:10)
Продолжаю вспоминать те времена. Артиллерия противника наращивала время и интенсивность беспокоящего огня.
Передвижение стало не так свободно как раньше. Пришлось осваивать управление БТР-60пб и на нём развозить советников
по рабочим местам. В один из дней декабря 1986 года снаряд попал на командный пункт округа. Валь, наверное, ты видел как
его строили. КП было одно на все службы. Длинный узкий коридор и проходы вбок в помещения для артиллеристов , операторов,
разведчиков, начальника штаба, Командующего. Все это находится на глубине метра три с половиной. Сверху три наката бревен
и все это засыпано землей. Освещение было электрическое, но часто мотор электростанции ( кажется, стоял движок УД-2) глох.
Тогда пройти по КП было проблемно, т.к. проходы были с различными поворотами, и темнота была непередаваемая. Так вот,
снаряд попал в ту часть, где была общая комната для совещаний ( где проходили заслушивания, когда приезжало начальство
из Луанды). В этот период на КП был, по моему, Митяев и маленький его коллега из генштаба. Но все обошлось благополучно.
Накаты выдержали. Только несколько верхних бревен разбросало.
По боевым порядкам ФАПЛА наносила бомбовые удары и авиация ЮАР. Я однажды видел как самолет противника пролетел
вдоль русла реки Куито. Летел довольно низко и пронёсся быстро. Ожидал разрыва бомб, но их не последовало. На такой низкой
высоте полета их тяжело засечь нашим средствам ПВО. В другой раз, где-то в декабре 1986 года, я шел с запасного
КП артиллеристов округа на основное КП. Когда услыхал, а потом и увидел старт зенитной ракеты. Звук самолета перед этим
слышно не было. Секунд через десять произошел старт второй ракеты и был виден след ее полета. Здесь я и увидел самолет
летящий на значительной высоте. Ракеты направились в его сторону. Я увидел как самолет резко сделал поворот влево, вниз,
потом вправо и обе ракеты, оказавшись в стороне от самолета, поочередно взорвались ( сработали самоликвидаторы ). В этот же
день узнал, что это наши зенитчики чуть было не сбили кубинский самолет. Как всегда не сработало взаимодействие между
побратимами по оружию. Хорошо, что летчика успели предупредить. Последствия могли бы быть плачевные. Валя, мне кажется,
со временем жизни в таких условиях вырабатывается какое-то чувство, или предчувствие, самосохранения что ли. Я начал замечать,
что будучи на боевых порядках артиллерии, или на КП бригады, или в районе взлетной полосы аэропорта, меня иногда тянутло
побыстрее выехать с той точки. И когда я выезжал, то почти всегда через малый промежуток времени туда начинали падать
снаряды.
Но было и по другому. Где-то в средине ноября мы были в расположении основной нашей миссии и с выездом замешкались.
Только начали выезжать - начался обстрел. Напротив нашей миссии, чуть в стороне, кажется, было здание советников 25 пбр.
Решили не искушать судьбу и, остановив машину, забежали в укрытие советников этой бригады. Мне, кажется, что ты был тоже
участником этого эпизода нашей жизни. Некоторое время снаряды рвались недалеко. Потом всё стихло. Переждав несколько минут,
по моему, ты сказал, что надо выбираться и ехать дальше. Я направился к выходу и чуть было не высунул голову наружу, как
произошел сильнейший разрыв, совсем рядом с выходом из укрытия. Хорошо зазвенело в ушах, я невольно шарахнулся назад.
Но все обошлось благополучно. Через некоторое время, выбравшись из под земли, увидели развороченную стену соседнего
здания советников 8 пбр . Результат попадания в здание виден на фото № 8/1.
К концу декабря 1986 года здания в Куито-Куановале имели довольно плачевный вид, На фото № 11 запечатлено здание до
обстрелов, а на фото №8/2 - что с ним стало после.



[29.07.2008 20:03:10] СВА
О.Коргуту, Гукову Даниялю, Mecky, Serg

Жены подполковника В. Дербасова и майора Г. Мозгунова, погибшие в Анголе в 1983 г. внесены в книгу памяти СВА (Раздел 1983 г.)
Спасибо за эту информацию.


[29.07.2008 19:28:40] СВА
Вниманию ветеранов Анголы!
Завтра в 23.00 по каналу ТВЦ смотрите программу "Дело принципа", снятую при помощи Союза ветеранов Анголы и при непосредственном участии членов Союза.

Вот официальный аннонс программы: "В ХХ веке вооруженные конфликты и локальные войны вспыхивали во многоих точках земного шара. В некоторых из них участвовали советские солдаты, офицеры, гражданские специалисты. Они выполняли приказ командования, рисковали жизнью.
Участие СССР в этих кампаниях не афишировалось, а иногда просто скрывалось. И сегодня ветеранам доказать факт своего участия в военных действиях, чтобы получать пособия и пенсии, не так просто.

Участники: В.Сагачко - председатель общественной организации "Союз ветеранов Анголы", отец Дмитрий (Смирнов) - председатель синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, И.Елеференко - председатель комиссии Московской Городской Думы по межнациональным и межконфессиональным отношениям (член Союза ветеранов Анголы)


[28.07.2008 21:22:09] Юрий Сигаев
Программа "окопная жизнь", может и "прорыв в тв-жизни", но во многом мне лично не нравится. Особенно последние выпуски. Все намешано. И герои Великой отечественной и Афганистан. Чувствуется, что у авторов не было четкой линии, как и что они хотят показать.

Хочу выразить большое человеческое спасибо Г. Даниялю за фото, которые появились на сайте. Очень фактурные и жизненные. Все в точку. Здесь все: быт, жизнь в саванне. Многие, хоть и постановачные, но очень реальные. Как вам удалось сделать такие отличные цветные снимки и самое главное их сохранить?


[28.07.2008 00:39:56] СВА. А.Токарев
30 июля с.г. в 23:00 на ТВЦ в программе "Дело принципа" будет обсуждаться тема, касающаяся участников локальных войн и военных конфликтов и их проблем.
Даю координаты данной программы: тел. 8(499) 409-08-58; mail@deloprincipa.ru; ул. Ольховская, д.45, ст.1, помещение 4.
А.Токарев


[24.07.2008 22:33:19] Сергей Коломнин
Валентину Мозолеву и Чаленко В. И.

Огромное спасибо за присланные воспоминания о событиях в Куито-Куанавале. И за фото, которые вы прислали. Совет СВА принял решение выставить воспоминания В. Чаленко на нашем сайте в разделе «Наши воспоминания». После литературной редакции эта страница вскоре появиться на нашем сайте.

Что касается фактуры, то фото В. Чаленко – отличные. Но, к сожалению, большинство из них плохого качества. И чтобы выставить на наш сайт, их нужно «вытягивать» программно. Мы попробуем это сделать. Приложим все усилия.
Но, и теперь, все они теперь – в нашем архиве! В архиве СВА. Спасибо!

Но откровенно, кто из нас тогда в Анголе заботился о качестве снимков? Кто, вспомните, откровенно задумывался о том, что они будут востребованы спустя 30 лет? Так, снимали, себе на память… Но эти фото – свидетельство нашего пребывания в Анголе и работы там. Они бесценны!

И большое спасибо В. Мозолеву и В. Чаленко! Все фото присылайте!

Для eparitet@yandex.ru
Научите, как послать на сайт фото?

Сканируете (нужен сканер, естественно), формат 300 DPI, jpeg, затем отправляете на адрес interangola@mail.ru Если что непонятно, напишете мне по этому адресу я попробую объяснить. А остальное - в учебнике по «Виндоуз», извините.

Что касается сериала «Окопная жизнь» на НТВ (каждое воскресенье в 22.15).

Считаю, что этот сериал – прорыв в нашей ТВ-жизни. Еще ни один российский канал не поднимал так системно вопросы участия, жизни, быта и участия в войне советских и российских спецов в «третьих странах».

У сериала, естественно, есть недостатки (а у кого их нет?).

Кому-то не нравиться ведущий Сергей Шнуров, кто-то критикует слабую динамику повествования, а кому-то не нравиться смешение проблем ВОВ и вопросов участия советских военных в локальных конфликтах после Второй мировой за рубежом.

Недостаточно показана Корея. Мало Сирии, Эфиопии. Нет Мозамбика, Ливии, Алжира, Гвинеи-Бисау, Гвинеи-Конакри Йемена (северного и южного), и т. д. Многие эти замечания, на мой личный взгляд, верны. Мы предлагали профессиональные консультации. Но у руководства компании свои представления.

Но. В сериале есть АНГОЛА! Это для нас главное.

Но, вы обратили внимание, что в последнее воскресенье показ был перенесен на полчаса позже? Это показатель. Ну, не любит наш обыватель документальные фильмы о ВОЙНЕ. Это и все соцопросы показывают. Автокатастрофы, скандалы «звезд», олигархи, мыльные оперы и т. п. Вот, это они любят. А узнать, как воевали наши ребята и как выполняли свой интернациональный долг, понять проблемы ветеранов – это многим до фени… Вот пресловутый рейтинг и снижается.

Подержите сериал. Как? Можно выйти на сайт НТВ, сайт компании «Вокруг Света» http://www.vokrugsveta.ru/tv/trench/. И оставить свое сообщение в поддержку фильма.

Кстати, никто их посещающих наш сайт до сих пор не оставил своего мнения о содержании сериала. Никому неинтересно? Не верю.

Как, на ваш взгляд, там все показано? Правдиво? Или где-то была ложь? Может, где-то проявилась некомпетентность создателей? Или все было абсолютно верно? А может, что-то можно было бы сделать, на ваш взгляд, лучше? Предложения? Что понравилось? А что нет?

Пишите. Оставляйте свои мнения. Не стесняйтесь. И не ленитесь…
С уважением, Сергей Коломнин


[22.07.2008 23:26:32] Сергей Некрасов
НИКОЛАЮ
Помню вашего мичмана и ещё одного из матросов, кажется, водителя или стрелка на БРДМ. Имён не помню. Ездили на БРДМ на день в Кааму. Он меня ещё учил с башенным пулемётом обращаться. В Лубанго я находился чуть больше полгода в первой половине 1984 г. Так что встречались.


[22.07.2008 23:22:41] Afrikano
Роберто Энрике
А лицо пилота на фото по ссылке
http://rusangola.narod.ru/kubano/original/17.jpg
Вам не знакомо? Это Ваш коллега, правак с МИ-8, 1982 или начало 1983 года, имя, к сожалению не помню.


[22.07.2008 23:16:34] Afrikano
Николаю, связисту из Лубанго.
Посмотри снимки по ссылкам:
http://rusangola.narod.ru/moi/original/131.jpg
http://rusangola.narod.ru/amigos/original/2.jpg
http://rusangola.narod.ru/amigos/original/19.jpg
http://rusangola.narod.ru/amigos/original/212.jpg
Это Лубанго, осень 1982г. Мы с Вашим экипажем, как коллеги, дружили, хотя и жили не в миссии а в Гранд-отеле


[22.07.2008 01:18:05] НИКОЛАЙ
ЛУБАНГО 1982 1884 СРОЧНИК СВЯЗИСТ МАТРОС СФ ВСЕМ КТО ПОМНИТ ОГРОМНЫЙ ПРИВЕТ И НАИЛУЧШИЕ ПОЖЕЛАНИЯ 89163202436


[21.07.2008 13:36:28] Валентин Мозолев
Роберто Энрике.
Рад на сайте СВА встрече с Вами. Я весной 1988 года работал в Куито-Куановале. Несколько раз приходилось летать в Менонге и обратно на кубинских Ми-8. Тогда это было единственным воздушным сообщением. Аэродром Куито-Куановале находился "на прицеле" юаровской авиации и поэтому Вашим вертолётам приходилось садиться по среди леса на дорогу Менонге - Куито-Куановале. У меня есть видеоматериалы о прилётах кубинских вертолётов в Куито-Куановале, но уже в июле 1989 года. Бортовой номер одного из Ми-8 (?)557. Я знаю, что Вам есть о чём рассказать. Пишите !


[20.07.2008 19:17:48] Орест Коргут
По поводу сообщентяГуков ДАнияль,19,07,Вторая женщина обгоревшая в Менонге и умершая п ри доставке в Москву была женой майора Мозгунова Геннадия,После смерти жены у него осталассь дочь лет 12,ПОсле етого печального события Гену,,уважили и перевели в Мулондо в 19ПБр 5во где я сним служил в83 г,


[19.07.2008 22:43:34] Гуков ДАНИЯЛЬ
В дополнение к моему сообщению. Звали эту женщину Дербасова Наталия.Считаю, что этих женщин тоже необходимо включить в список погибщих.


[19.07.2008 15:10:25] eparitet@yandex.ru
Научите,как послать на сайт фото?


[19.07.2008 13:26:38] Гуков Данияль
В 1983г обгорела и умерла в госпитале жена подполковника ДЕРБАСОВА ВЯЧЕСЛАВА. Мы с ним вместе служили в Семипалатинске, дружили семьями, он уехал в Анголу 1981г. Я его встретил штабе Сухопутных воиск, когда приехал в Москву. Когда он узнал,что меня направляют в Анголу, посоветовал не попади в 1или 16 ПБр, а получилось, что я попал в 16ПБр в Куито Куанавале, где прбыл два года. У него в то время осталась маленькая дочь и он в Анголу не вернулся. Он сам мосвич,но с ним нет у меня связи.


[19.07.2008 08:21:21] Mecky
В конце 1983 года в Менонге сильно обгорели две жены СВС. У них взорвался "Шмель" (керосинка). Мы их вывозили на АН-12, потому что толко что прилетели. Насколько я знаю, одна умерла в госпитале в Луанде, а вторая по дороге в Союз. Фамилий не знаю.
А с Валерой Бейгулом я был знаком, вместе летели в Анголу. С ним еще был приятель Франк Чапивский, кажется, артиллерист.


[18.07.2008 18:10:27] Serg
В книге памяти вразделе 1982 год нашел информацию по поводу катастрофы АН-26 при заходе на посадку в Лубанго. Я хорошо знал экипаж. И должен был лететь этим рейсом вместе с женой. ( возвращался из отпуска )Мы были внесены в полетный лист, но опаздали к взлету. Так что когда прибыли в Намиб, то узнали , что нас уже похоронили. Экипаж знал только по именам так что помочь к сожалению ничем не могу


[17.07.2008 18:08:48] Валентин Мозолев
Письма от Чаленко Виктора Ивановича (Продолжение)
Письмо пятое (09.07.2008. 22:42)
Валя, продолжаю свои воспоминания: По докладам советников из бригад, их подразделения подошли к центру
обитания Савимби, городу Мавинга. Сопротивление противника резко усилилось со вступлением регулярных частей
ЮАР в огневой контакт с подразделениями ФАПЛА. Где то в начале или средине октября и произошел случай, когда,
не выдержав психологической обработки через радиодинамики, в сочетании с мощными минометными и артиллерийскими
обстрелами, и увидев солдат ЮАР, бригада солдат ФАПЛА бросив исправную боевую технику с боеприпасами и
вооружением, артиллерию,попросту разбежалась. Нашим советникам, с малой горсткой охраны, пришлось пешком
пробираться в поселок Куито.
Валя, ты пишешь что не помнишь было ли партсобрание по обсуждению действий советников разбежавшейся бригады.
Да такое собрание было и я присутствовал на нём. Разбирали старшего советника бригады( фамилии не помню). Была
попытка обвинить его в том, что бригада разбежалась, и сурово наказать. Однако коммунисты, со стажем пребывания в
партии, в выступлениях говорили что советник не может нести ответственность за действия подразделения ФАПЛА .
Так как он непосредственно не командует подразделениями в конкретно сложившейся обстановке. Ограничились
обсуждением. Судьба советников этой бригады мне не известна, но я не помню, чтобы были разговоры об их отправке
по не соответствию. В этом вопросе большую помощь бы оказали воспоминания старшего советника одной из бригад,
воевавшей под Кито, Степанова Эдуарда (фото № 5/1 ) или старшего советника командующего 6 ВО Черникова.
Надеюсь ты его помнишь. Он кажется последнее время был преподавателем в академии, в Москве. В этот же период
где-то в конце октября - начале ноября впервые мы услыхали и увидели разрывы дальнобойной артиллерии ЮАР.
Называли ее G – 5. Эта пушка вела огонь активно-реактивными снарядами. Первые разрывы были с большими недолетами.
Зрелище великолепное в ночных условиях. Сначала появлялся большой огненный шар державшийся секунд 5-7 и затухал.
Только после этого до нас доходили сначала звук преодоления звукового барьера, а потом звук разрыва. Звуки выстрела
орудия до нас не доходили из за большой дальности стрельбы. Однако начало траектории, когда работал реактивный
двигатель, увеличивая скорость полета снаряда, было видно по светящейся точке. Такая стрельба, с недолетами,
продолжалась около недели. Скажу прямо, мы сначала этому событию не придали большого значения. Ни старший
советник Черников, ни я, как артиллерист закончивший академию, сразу не подумали о подготовке запасного района на
случай усиления и приближения разрывов. Хотя уже тогда надо было запасный КП готовить. А с приближением разрывав,
уходить на него. Я могу объяснить это только отсутствием у меня истинно боевого опыта. Постепенно разрывы становились
с каждым днем все ближе и ближе. В один из дней, или ночей, снаряд разорвался с перелетом. То есть, артиллерия
противника захватила Куито в вилку. В этот период я предлагал старшему Черникову готовить запасной КП и переехать
на него, потому что понимал что рано или поздно снаряд попадет в наше расположение. Но мой совет остался без внимания.
Я до сих пор себя виню, что не настоял на своем . Бессмысленной гибели Андрея (полковника Горб Андрея Ивановича)
могло и не быть. С этого периода по Куито круглосуточно велся беспокоящий артиллерийский огонь, когда снаряды рвались
по одному с разными промежутками времени и в разных местах. Мы и в это время не думали о смене места расположения.
Бригады ФАПЛА почти не принимая боя отступали и вскоре оказались под Куито, где и заняли оборону. = Виктор =



Письмо шестое ( 13.07.2008. 22:05)
Противник продолжал постоянно вести беспокоящий огонь по Куите. Мы понимали, что цель стрельбы прежде всего взлетная
полоса аэродрома. Несколько снарядов разорвалось на взлетной полосе, но особого вреда не причинили, потому что установка
взрывателя была на осколочное действие снаряда. Инженеры быстро осуществляли ремонт, поддерживая полосу в рабочем
состоянии. До сих пор вспоминаю то чувство неудовлетворения в работе, потому что противостоять и достойно ответить
противнику артиллерия не могла, из за малой дальности стрельбы. Андрей Иванович Горб подтрунивал надо мной. спрашивая:
"... а чем может наша артиллерия ответить противнику?" А ответить было нечем. В прочем были разговоры о необходимости
посылки диверсионной группы с целью уничтожения батареи G-5, но они остались только разговорами. Где то в конце октября,
начале ноября 1987 года я заболел малярией и лежал в жилой комнате миссии на койке. Болезнь малярией довольно паршивая
и через три-четыре дня забирает почти все силы. Не хочется ни есть, ни двигаться. Валя, да ты эту болезнь хорошо знаешь. Ты
несколько раз болел ею. Где-то в районе взлетной полосы разорвался снаряд. Обитатели миссии ушли в укрытие, а мне не было
желания подниматься и тащиться в укрытие. Вот тут и произошел сильнейший. остро звенящий в ушах, взрыв снаряда. Стекло
разлетелось мелкими осколками, часть которых, посыпалась на мою голову. Валя, где и силы взялись. Вскочив с койки и
подхватив обувь, босиком выскочил во двор. Впереди увидел бегущего твоего шефа Рослякова. Он тоже болел и лежал в
соседней комнате. Скажу прямо - нам повезло. Напротив здания нашей миссии, через дорогу, был невысокий каменный забор.
А за ним здание, в котором жил кажется местный начальник аэропорта. Так вот, снаряд разорвался сразу за забором, перелетев
наше здание метров восемь. Вся масса осколков была поглощена низеньким забором, который частично был разбит. Не будь
этого забора исход разрыва мог быть другим. Постепенно мы начали привыкать к постоянным разрывам. Благо они происходили
зачастую с перелетами, или большими недолетами, когда противник вёл огонь по бригадам. Советники также ездили на полевое
КП округа для встреч и работы с подсоветными. Зачастую я отвозил их туда, так как был одновременно и водителем УАЗика.
Однажды мне сообщили о неразорвавшемся снаряде за взлетной полосой. Поехали смотреть. На фото № 6/1 он выглядит
небольшим (он лежит на песке в машине, кажется малая ИНЖЕЗА). На самом деле он довольно внушительных размеров. Длинна,
где-то, сантиметров 160-170. А что происходит при его разрыве - ты сам видел. Следы от осколков на здании миссии видны на
фото № 6/2 и 6/3 . Вот в своих воспоминаниях я подошел к 27 ноября 1987г.



Письмо седьмое ( 14.07.2008. 21:26)
27 ноября 1987 года с утра обычный день. Противник периодически постреливал активнореактивными снарядами. Я развез
советников по работам, кого - куда, и сам поехал к подсоветному. Работал почти целый день. В шестом часу вечера почти все
"окружники" собрались в расположении главной миссии. Кто в здании, кто на улице. В это время произошел разрыв снаряда с
недолетом, на который многие не обратили особого внимания. Но когда через малый промежуток времени разорвался снаряд,
перелетев миссию, все поспешили в укрытие. Андрей Иванович Горб заступал в наряд дежурным по миссии и должен был
проводить развод караула. Я заметил что он вышел из укрытия и почти сразу началась серия разрывав. Сначала глуховатых,
а потом сильнейший взрыв над укрытием. Забежал ты (Валентин Мозолев) и сказал что с Андреем Ивановичем что то случилось
и он лежит. Нас человек четыре, пять выскочило из укрытия. Андрей лежал лицом вниз, головой по направлению к укрытию.
Рядом с головой лежали чуть окровавленные очки. Андрея перевернули, он был без сознания. Крови практически не было.
Подняли тело и перенесли в укрытие. Положили на стол, расстегнули гимнастерку. Андрей сводил и разводил руки и я громко
сказал ему, чтобы он не двигал руками. Мне показалось, что он меня услышал и прекратил движения. Крови на теле не было
и в голове у меня мелькнула мысль, что все обойдется. Что если и ранен, то не сильно. Прибежал доктор. Андрей издал хриплый
звук и затих. Врач посветил фонариком в глаза и сказал что Андрей Иванович скончался. Рану нашли с левой стороны в шее,
еле заметная дырочка от проникновения шарика внутрь тела. Митяев Слава закрывал открытые глаза Андрею, покудова они
не стали закрытыми. Подвязали подбородок и связали руки на груди. Тело вынесли и положили в кузов ГАЗ 66 . Нас накрыло
залпом реактивной артиллерии. Снаряды были начинены металлическими шариками. Один из снарядов попал в навес возле
укрытия и разнес его. Штукатурка здания миссии со стороны взрыва была вся в отметинах от шариков снаряда. Валя ! А ведь
ты в рубашке родился. Ты ведь тоже был не в укрытии, а за машиной, которая прикрыла тебя от шариков. И позже ты мне сказал,
что увиденное впечатляет. Поэтому жить тебе долго и счастливо! После этого залпа целую ночь была гнетущая тишина и не
было ни единого выстрела. По решению старшего, Черникова, я до утра был возле машины, охраняя тело Андрея. На следующий
день прилетел вертолет и я полетел сопровождать его до Менонге. Где-то 29 ноября тело самолетом переправили в Луанду, а я
возвратился в Куито. Андрей должен был в эти дни лететь в отпуск. Знаю, что его жена вылетела в Москву встретить его . Вот и
встретила. Только после гибели Андрея начали выбирать и обустраивать запасный район, куда мы вскорости и переехали. Жили
в землянках. Я поселился в землянке советника командира бригады, Степанова Эдуарда. Она была пустая, т.к. все советники
бригады перебрались на другой берег реки Куиты в боевые порядки бригады. До сих пор помню тот страх, с каким каждый вечер
я осматривал вокруг землянки песок, пытаясь найти следы змеи. Я панически боюсь всяких таких тварей . Но надо было жить.
Со временем жизнь в землянке оказалась вполне нормальной и терпимой.


[17.07.2008 00:50:10] Владислав
Сергею Коломнину

Уважаемый Сергей. Спасибо за настолько полный ответ, даже на те вопросы которые я даже не думал задавать. Что то в этом роде и подозревалось, мне не понаслышке знакома политика некоторых журналов \"показать фактуру\". Но я просто решил уточнить у вас, как у автора статьи. Еще раз спасибо.
Поверьте у меня не было даже в мыслях поднимать нудный вой про нарушение авторских прав и т. д. Подобные разговоры не несут ничего кроме обоюдного раздражения, как раз из за тех причин, которые вы упомянули.
А две другие фотографии мне знакомы, вернее знакома одна сделанная на тренировке Recce на одной из баз.


[17.07.2008 00:05:12] Виктор Шальнев
С удовольствием прочитал статьи Сергея Коломнина в июльских журналах \"Солдат Удачи\" и \"Братишка\"
К сожалению,резко уменьшилось ,на мой взгляд,количество киосков,продающих эти журналы
Удалось купить только на переходе в метро Киевская


[16.07.2008 21:59:34] Сергей Коломнин

Уважаемые ветераны Анголы! Те, кто не имеет возможности смотреть НТВ, или захотел повторить просмотр фильма НТВ «Окопная жизнь» (идет каждое воскресенье, в 22.15), смотрите фрагменты на ресурсе YouTube.

Адрес: http://ru.youtube.com/results?search_query=Unknownconflicts&aq=-1&oq= Они будут публиковаться там и дальше. Следите за новыми выпусками на канале НТВ. Кстати, не стесняйтесь, оставляйте на YouTube ваши оценки и комментарии.

Впрочем, это можно сделать и на нашем сайте, и сайте Клуба ветеранов Анголы (http://angola.ucoz.ru)
И постарайтесь проинформировать знакомых, друзей, тех, кто был в Анголе, Афгане, Вьетнаме, Эфиопии об этом фильме. Можно и нужно использовать все: телефон, письмо по интернету, просто почтовую открытку (время до 21 сентября есть!). Поверьте, повод есть: не так часто наше ТВ обращается к теме того, что в советское время в Африке, Азии, да и Латинской Америке работало огромное количество наших военнослужащих и гражданских специалистов, которые делали большое и нужное дело: помогали молодым государствам встать на ноги…


Чаленко (Мозолеву), Некрасову и Шальневу.

Спасибо за рассказ о терракте против наших в Уамбо. Об этом практически никто не знает. Нужно восстанавливать правду! Это случай терроризма против «некомбатантов». Наши советники и их жены чудом остались живы. Это явно дело рук УНИТА (это мое личное мнение). Южноафриканцы такими методами не пользовались. Но – именно они, скорее всего, и готовили этих взрывников. Может набраться на хороший материал в газете и журнале.

Это ли не повод вспомнить о тех опасных и по-настоящему боевых условиях, в которых мы работали в Анголе? Кто еще обладает информацией, пишите на наш сайт!

Кстати, очень сожалею, что в нашей гостевой, почему-то ни слышно откликов по статье в июльском номере журнала Солдат удачи, где были опубликованы фрагменты дневника Сергея Некрасова. На мой взгляд, этот дневник - очень правдивый и неординарный документ.

Но, видимо, большое видится на расстоянии…

Всем.
Никто не знает координаты родственников нашего советника Н. Правдюченко, который погиб в Мозамбике, в Нампуле?
Его фото в прессе (журнал Солдат удачи) было опубликовано впервые, и возможно они заинтересуются? Если знает, попробуйте им сообщить. И сообщите адрес, я вышлю журнал с фото.

И, может кто-то знает координаты Михаила Стешки (его фото на первой стр. статьи)? Я потерял с ним связь.

Сергею Мищенко.

Сообщите ваш почтовый адрес. Я постараюсь вам выслать вам номер журнала со статьей «Вспомнить все и всех» в Солдате удачи. Там много ваших фото. (если, конечно, журнал вам нужен). Днивник ваш мы по-прежнему ждем. Не бросайте это дело!!!

Роберто Энрике

Спасибо огромное. Что вышли на наш сайт. Вы – первый кубинец, который принимал участие в б/д в Анголе и вышел к нам сообщением. Мы поддерживаем тесный контакт с посольством Кубы в России.

Но общение с рядовыми ветеранами очень и очень ценим. Недавно в Анголе на праздновании 20-й годовщины Победы под Куито-Куанавале побывал наш делегат – Юрий Андрианов. Там он общался, в том числе, и с представителями кубинкой делегации, с генералом Леопольдо Синтра Фриасом (Поло).

Спасибо за теплые слова в наш адрес. Мы, ветераны Анголы, никогда не забудем нашей дружбы и бескорыстной помощи которую кубинские братья оказывали нам, советским военным, в Анголе, Эфиопии и Мозамбике.

Ребята! Ветераны! Отзовитесь! На наш сайт вышел наш брат, кубинец! Неужели для него не найдется пары добрых слов? Или все сидят на дачах и загорают на «югах»?

Владиславу

Уважаемый Владислав. Спасибо, что следите за моими публикациями.
По поводу статьи в «Братишке» об операции «Виноградная лоза» в центре Мапуту», опубликованной в июльском номере. Этот материал о нашумевшем в свое время диверсионном рейде в столице Мозамбика южноафриканских коммандос в 1983 году.

Кто на фото на стр. 71., где присутствует фотография штурмового отряда спецназа, не смогу сказать точно. Вы спросите: как же так? Там написано, что фото из архива автора.

За время сотрудничества с журналом я отправил им не менее сотни различных фото к различным статьям. Но такова редакционная политика, они выставляют то, что считают нужным. Видимо, посчитали, что это фото соответствует сюжету (кстати, никаких подписей, что это именно южноафриканцы там нет, скорее всего, это не Recces).

Понять их в данном случае могу: журналу нужны цветные, фактурные фото.
Но, к сожалению, несколько фото по той операции (реальных), которые я предоставил были ч/б. И они не были опубликованы. Мне очень было обидно. Там было, в том числе и фото группы спецназа ЮАР, на котором авторы этой самой операции запечатлены с черными кругами вместо лиц.

Был бы я редактором, обязательно бы его поставил. Но… редакции нужен «цвет»
Вот и появилось это фото, которое соответствует сюжету. Кстати, два других снимка в статье – реальный спецназ ЮАР.

Но авторство снимков – это очень больной вопрос. В свое время его поднимал на сайте корреспондент под «ником» Koos. Но он почему-то исчез и не появляется на нашей гостевой. А жаль. Но мы с его подачи в фотогалерее сделали ссылки на издания ЮАР.

Да, большинство снимков «оттуда», естественно не наших авторов. Они пересняты (в двадцатый и тридцатый раз!) из различных источников. Кто автор? Разобраться трудно. И кому платить гонорар? Кстати, копеечный в случае с нашими изданиями. Но, с другой стороны, те же южноафриканцы (Петер Стифф, например, Хайтман, да и другие авторы) неоднократно использовали в публикациях наши фото.
Вот, например, снимок «погибших» наших советников в Анголе с Сергеем Цехмистровым и Николаем Красивским. Кто давал право южноафриканцам публиковать их фото в своих «твердых» источниках и интернете?





[16.07.2008 10:49:26] Шкляренко Анатолий
Для Вадима Сагачко, Sledok

ребята, спасибо большое за ссылки. Спасибо от всех. И, надеемся, что материал появится в архиве СВА.


[16.07.2008 09:43:29] Вадим Сагачко
Sledok,
большое тебе спасибо от всех за поиск проекта "Окопная жизнь".
Для Белоруссии, Украины и тем кто не смотрел: на
http://ru.youtube.com/results?search_query=Unknownconflicts&aq=-1&oq=
выставлены пока две части (1 и 3) из первого фильма или пораздельности это:
http://ru.youtube.com/watch?v=cFF_yHaeIbA
и
http://ru.youtube.com/watch?v=kS3em7ap1aQ
С уважением,
В.Сагачко


[15.07.2008 21:24:07] Sledok
Тем, кто интересуется фильмом НТВ "Окопная жизнь", советую посмотреть ресурс You Tube. Набирите в это слово в поисковой системе и вставьте в окошко поиска слова "НТВ, Окопная жизнь". Сюжет дан в разделе Unknownconflicts (Неизвестные крнфликты)


[15.07.2008 16:33:09] Шкляренко Анатолий
Сагачко Вадиму Андреевичу.

Уважаемый Вадим Андреевич,
думаю, выскажу общее мнение, попросив Вас максимально содействовать распостранению сериала среди всех ветеранов Анголы. Ведь мы разбросаны по всему свету.

Заранее благодарен от всех ветеранов.
Шкляренко Анатолий,
Клуб ветеранов Анголы
http://angola.ucoz.ru


[15.07.2008 11:03:48] СВА
Роберто !
Спасибо за теплые слова. Мы, ветераны Анголы, никогда не забудем подвига который совершили кубинские братья в Анголе и той бескорыстной помощи которую они оказывали нам, советским, в той обстановке.
С уважением,
Вадим Сагачко, Председатель Совета СВА.


[15.07.2008 10:57:20] Роберто Энрике
Здраствуйте Вадим Андреевич!
Пишет Вам Командир Вертолета Ми-8МТ, Меня зовут Роберто Энрике, по национальстью Кубинец, проживаю в Украине с 1994 года, я служил в Анголе , прилетел в г. Менонге 10 марта 1988г, я очень Вам благодарен за очень безразмереним труд который сейчас делаите Вы и Ваша команда, перосмотривая этих 268 фотографии, мы можем сказать "Какая великая держава". Хочу сказать Большое Вам спасибо за прекрасный саит и я обьязательно я и мая семья просмотрим всех передачи по НТВ
С Большим Уважением и военной приветсвие с Украной
Роберто
Сейчас работаю пилотам-инструктором на Украине, даи Вам успешное начинание Ваших правильные требование к государству, это было маленкая но справидливая поведа "DE CABINDA A CUNENE UN SO POVO,UNA SOLA NACION"
C Уважением Вам семья Руис - Украина


[15.07.2008 10:44:02] СВА
Белоруссии и Украине.

Видеоматериалы "Окопной правды" могут быть переданы редакцией в архив СВА только после показа на экране последней 12 серии. Отдельного фильма по конкретному конфликту (государству)там нет. Просто по какому-то аспекту фронтовой жизни рассказывают свидетели, как это было в Афганистане, Анголе, во Вьетнаме, на Великой Отечественной и т.д.

С уважением,
В.Сагачко


[14.07.2008 16:41:58] Шкляренко Анатолий
И не только в Белоруссии, в Украине тоже.
Было бы здорово, если бы этот материал был доступным по сети.


[14.07.2008 14:01:02] Serg
К сожалению даже такой малости как просмотр передачи "Окопная правда" ветераны войны в Анголе проживающие в Белорусии лишены.Подскажите где можно скачать полную версию этого проекта?


[13.07.2008 20:35:09] Сергей Некрасов
Виктору Шальневу:
Виктор, спасибо. Я это сообщение получил по почте. Извините, что не ответил. В ближайшее время отправлю свои воспоминания и фото о взрыве в Уамбо вместе с вашими и В. Стесюкова в СВА.


[13.07.2008 01:34:27] Владислав
Сергею Коломнину

Уважаемый Сергей я внимательно слежу за вашими публикациями в различных журналах. У меня возник вопрос, в последней вашей публикации в Братишке на странице 71 присутствует фотография штурмового отряда. Не могли бы вы подсказать что за подразделение изображено на данной фотографии и к какому роду войск оно относится. заранее спасибо. С уважением Владислав.


[11.07.2008 00:43:23] Виктор Шальнев
Сергею Некрасову
Сергею Коломнину
Мои воспоминания о терракте в Уамбо
Здание,в котором я проживал вместе с соратниками, находилось в 2-3км от военной миссии В тот злополучный день,после работы мы собирались выехать на просмотр фильма Перед самым выходом из квартиры, раздался мощный взрыв и ,по моим ощущениям,совсем рядом Все жильцы дома выскочили из своих квартир и после короткого выяснения обстоятельств,мы-СВС на Уазе помчались в миссию Картина в/миссии была удручающей;во всем здании полностью выбиты окна,у части квартир сорваны и искорежены двери,останки взорванного автомобиля,припаркованного напротив витринного окна нашего актового зала,перелетев через здание(по-моему 4х этажное)находились даже во внутреннем дворике Войдя в актовый зал,где должен был пройти просмотр фильма,который посещало как правило не менее 30 человек,я ужаснулся ,представив на минуту- что было бы с нами,если бы мы находились в зале и Некто докрутил бы стрелки буквально на несколько минут
Огромное витринное стекло, разлетевшись на мелкие осколки,посекло все вокруг
Деревянное кресло, на котором я постоянно сиживал,было буквально впаяно в бетонную стену и торчало щепами,впрочем как и прочие
К счастью,ранения,полученные нашими СВС и С не были тяжелыми,но пожалуй самое досадное ранение получила жена одного спеца,которой осколком стекла отсекло кончик носа Наш ангел хранитель в тот вечер был с нами


[10.07.2008 21:58:23] Сергей Коломнин
Валентину Мозолеву и Чаленко В. И. (К сожалению, не знаю имени и отчества).

Спасибо за публикацию на сайте. Она очень интересна, и теперь находиться в архиве СВА. А можно получить в архив СВА фото, о которых упоминает В. Чаленко? Если есть возможность, присылайте! Мы ждем! Не стоит хранить только у себя такие бесценные свидетельства того, как мы работали в Анголе и помогали этой стране встать на ноги! Они должны быть заархивированы и, по возможности, опубликованы.
И на нашем сайте в фотогалерее. И на сайте Клуба ветеранов Анголы А. Шкляренко.

У нас есть и другие возможности. В дальнейшем (если качество фото позволят) СВА сможет их использовать (со ссылкой на Вас) в нашей работе с прессой.

Примеры тому - статьи об Анголе и нашей там работе в Независимом военном обозрении, Парламентской газете, вестнике ВПК, журналах Солдат удачи, Братишка и других изданиях, на профильных интернет-сайтах, съемках различных программ на ТВ и т. п. Возможностей, поверьте, у нас много.

Ирине Жгуровой.

Полностью согласен с Вами в одном: «Мало кто знает об этом пласте истории (о том, что происходило в Анголе - С.К.) в нашей стране. А историю страны знать надо».

Однако в такой постановке вопрос (о неизведанном пласте истории) уместнее, скорее, задавать, не на сайте СВА, который посещают именно ветераны Анголы. Ни в одном источнике вы не найдете большего. Но если Вы задали вопрос, попробую ответить.

Наша организация серьезно занимается восстановлением правды о том, что было в Анголе. Но правда требует фактов. А в Вашем послании, к сожалению, по-прежнему нет ни конкретных фактов, ни имен, ни ссылок. Предвижу Ваши возражения: то, что произошло с братом - было давно, память человеческая слаба, многое забыто, записей нет, свидетели потерялись и т. п.

Это вполне понятно и объяснимо. Верю Вам. Что, нет никаких документов. Только устные свидетельства.

Но, неужели, ваш брат после армии не поддерживал никаких связей с теми, кто был с ним? Не переписывался, не перезванивался с бывшими сослуживцами? И не помнит их имен и фамилий? Их же с ним было несколько десятков (или сотен)?

По-моему, вам стоит найти хотя бы кого-то из этих людей. Для того, чтобы восстановить истину и приблизиться к правде. И, неужели у Юрия, не сохранилось никаких фото? Но тогда, может, они сохранились у его сослуживцев?

Если эти свидетельства будут опубликованы, тогда рассказ Вашего брата обретет совсем другое качество. Поверьте мне.

Могу привести вам один пример поисков ПРАВДЫ. Но, он, видимо, прошел мимо вас. Это - ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННОЙ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НАЗАД. МАТЕРИАЛ ОБ ЭТОМ был опубликован в газете Независимое военное обозрение 18 мая 2007 года. На нашем сайте он опубликован в разделе «Восстанавливаем истину».

Но прежде чем быть опубликованной в этой истории пришлось много покопаться. Пару лет назад меня очень заинтересовало фото наших «убитых советников», выставленное на сайтах ЮАР и опубликованное в их книгах о войне в буше. Потом я начал искать тех, кто был на снимке. Были сделаны запросы в архивы, состоялась масса «перезвонов» с членами СВА, были сделаны объявления по интернету, и т.д. И, в конце концов, мы отыскали этих людей!

Один из них – Сергей Цехмистров, с подачи СВА стал героем телепередачи «Дело принципа», посвященной участию советских военнослужащих в войнах в Анголе, Мозамбике, Эфиопии и др. странах Она выйдет в среду 30 июля на программе ТВЦ.

А сам Сергей Цехмистров, по его словам, даже и не подозревал, что он является «героем» южноафриканских сайтов о войне в Анголе!
Может, и у вас, или друзей Юрия, найдутся интересные фото, оставшиеся от Анголы?

С уважением, Сергей Коломнин


[10.07.2008 17:40:32] СВА
Перекотину Александру.
Ответ направлен на адрес amityushina@yandex.ru

В.Сагачко


[07.07.2008 21:36:47] СВА
Внимание ветеранам Анголы!

На канале НТВ 6 июля 2008 г. стартовал проект «Окопная правда» снятый при содействии Союза ветеранов Анголы. Он состоит из 12 фильмов, которые демонстрируются с 6 июля на канале НТВ. В цикле широко используются архивные материалы, предоставленные Союзом ветеранов Анголы.


Начало – в 22.15 каждого воскресенья!

Проект посвящен повседневной жизни военнослужащих в разных военных кампаниях – Великой Отечественной, афганской, чеченской, а также военных конфликтов, в которых принимали участие советские (российские) военнослужащие: в Анголе, Вьетнаме, Эфиопии. Цель сериала – рассказать о реалиях «солдатского быта» в разное время и в разных странах.

Каждая серия цикла посвящена одной теме.

1. Фильм первый: «Чужая земля». Серия посвящена адаптации офицера, солдата по прибытии на место (Афганистан, Вьетнам, Ангола, Эфиопия), как осваивается в новой среде. (Сюжет прошел 6 июля 2008 г. в 22.15)

2. Фильм второй (13 июля) «Медицина». В серии отдается должное военной медицине. Ее главные герои – военные врачи и медицинские сестры, освещается работа медицинских пунктов, госпиталей, условия лечения на войне.

3. Фильм третий (20 июля) «Быт». Главная тема серии - условия жизни во время войны: жилище, бытовые удобства или неудобства, в каких условиях были вынуждены жить военнослужащие, во что одеваются, где ночуют, как справляются с гигиеническими процедурами.

4. Фильм четвертый (27 июля) «Бой». Серия расскажет о главном о бое, о ходе сражений, боев, об оружии и амуниции. О том, что происходит после боя, как подбирают раненых и опознают убитых.

5.Фильм пятый (3 августа) «Жизнеобеспечение». Серия – рассказ об обеспечении войск, о работе служб, предоставляющих солдату все необходимое – полевой кухни, обозов, почты.

6. Фильм шестой (10 августа) «Досуг». Серия повествует о досуге, о том, как был организован отдых и свободное время военнослужащих во время войны.

7. Фильм седьмой (17 августа) «Враг». Серия раскроет условия жизни на чужой земле, то, как устраивается жизнь военных, когда они находятся на враждебной территории, какие отношения складываются с местным населением.

8. Фильм восьмой (24 августа) «Летопись». В серии говорится о боевом товариществе, о взаимовыручке и дружбе, о том, как она возникает, насколько прочна. Как обостряются человеческие отношения в экстремальных условиях.

9. Фильм девятый (31 августа) «Женщины на войне». Серия посвящена женщинам, вынужденным делить с мужчинами тяготы окопной жизни на войне, и, как следствие, военно-полевым романам.

10. Фильм десятый (7 сентября) «Трусость и героизм». Серия посвящена трусости и героизму во время войны, страху и самоотверженности.

11. Фильм одиннадцатый «Устав и вне устава». В серии исследуется тема уставных отношений, взаимодействия солдат и командиров, ответственности командиров за жизнь подчиненных и, наоборот, неприязни солдат к командованию и злоупотреблениям офицеров.

12. Фильм двенадцатый «Дорога домой». В серии речь пойдет о мире, о возвращении домой и адаптации к мирной жизни.

Подробности на сайте http://www.vokrugsveta.ru/tv/trench/







[07.07.2008 15:51:31] Перекотин Александр
Хотелось бы передать свое письмо Руководителю Ангольской секции МООВИВЛВВК-МАВИ полковнику запаса Вадиму Сагачко.
Пишет Вам старшина 1 статьи в отставки Александр Иванович. 11 июня 1955 г.р.призывавшийся в г. Ростове-на-Дону 9 ноября 1975 г.. Где проходил службу в Военно морском флоте в ВМФ Балтийского флота г. Кранштат на корабле Полюс. Где прослужил до 9 ноября 1978 г. Начиная с 1976 г. по 1978г. четырежды находился в государстве Ангола порт Луанда. Отметки в военном билете о прибывании а Анголе нет. Награжден знака отличия ВМФ и нагрудным знаком за далий океанский поход и Ангольским значком МПЛА партии труда. Есть две фотографии в газете Советский моряк от 20 июля 1977 г.. По возвращению из дальнего океанского похода. Затем снова поход. По запросу в Центральный архив г. Подольска дана В/Ч не числится. Ленинградская военно-морская база по месту базирования дает ответ, что мы участия не принимали. Как быть, Отношусь ли я к участникам военных действий? в государстве Ангола.

Очень жду ответа, С Уванинием к Вам Александр Иванович.
Мой контактный адрес amityushina@yandex.ru


[06.07.2008 20:29:35] Ирина Жгурова
Здравствуйте уважаемые ветераны Анголы.
С вашего позволения я ещё раз зайду в гости на ваш сайт. Разговор всё по поводу моего брата Журавлёва Юрия Алексеевича. Я и мой брат прочитали много интересного на сайтах СВА и клуба ветеранов. Мало кто знает об этом пласте истории в нашей стране. А историю страны знать надо. Об этом теперь знают наши дети и внуки.

Нас особенно тронула статья: Сергей Портиков (Сергей Коломнин)"Вас там быть не могло"
У большинства советских военнослужащих, побывавших в Анголе, нет никаких отметок о пребывании там в личных делах. А это значит, не все тайны раскрыты.

Я навещала своего брата Юру сегодня и задала ему ваши вопросы.
Юра сказал, что я напутала в своих рассказах, хотя и пыталась что-то рассказать.
Его очень интересно слушать, но термины быстро забываются и я пожалела, что у меня не было с собою диктофона, и я не взяла фотоаппарат с видео. А слушать непрерывный рассказ и записывать сложно. Но я записала с его слов следующее.
Прежде всего, он не считает себя ветераном Анголы, просто немного коснулся этих событий. Так сказать, прошёл рядом. И в Африке был около 40 дней. Многое стёрлось в памяти, остались только впечатления и обрывки эпизодов.
Насчёт кубинцев. С кубинцами общались на русском языке, они говорили вполне понятно. Отношения были замечательные. Это были отличные умные парни. Но к ангольцам они относились, мягко говоря, снисходительно. И со слов одного кубинца, у них были так называемые "добровольцы", которым срок был заменён на боевые действия. Те не церемонились.
Видно нельзя было афишировать передачу техники для кубинцев в Анголу, поэтому военную технику тайно доставили в Конго вблизи Анголы. Кубинцы воевали вообще на другой стороне Анголы, и почему-то было надо перегонять технику через всю территорию страны к Намибии, где воевали с ЮАР.
За техникой прибыли 8 кубинцев, которые сносно изъяснялись на русском языке. Солдаты, сопровождающие технику, с ними общались и показывали, как обращаться и вождение. Юра так сказал, что кубинцу объяснил за пять минут то, что кубинец втолковывал ангольцу 2 часа.
Например, Юра объяснял перевод снаряда осколочного на фугасный при помощи гаечного ключа, как колпачок надо скручивать, но "ученику" это было непонятно.
Разгрузка была рядом с Пуэрт Нуаром в Конго с помощью ОПВТ, спускали в воду 3 метра глубиной и выходили на берег танки по дну.
В Конго были специфические мерки. Армия насчитывала 2500 , а 5 кораблей - целый флот. Встречали их в Конго хорошо, подъехали на шлюпках, указали место, где разгружаться. Технику-то сдали, но назад возвращались в порт пешком.
Юра служил в ГСВГ в Эдерсвальде в 81 гвардейский полк пяти орденов. 6 июня 1976 года их отправили из Ростока, где снарядили 5 кораблей, где были расположены 10 танков на трёх кораблях, на остальных 8 бензовозов, 2 машины техпомощи и боеприпасы осколочно-фугасные. Корабли отправили караваном из Ростока . Грузили на понтонах( ?)
Экипажи составляли в общем 400 человек включая рядовых сопровождающих, морпехов и персонал. Экипажи были сборные из разных частей ГСВГ. Особых бесед не проводили, всем сказали, что везут в СССР, и рядовых никуда не выпускали из кубриков. Но на обратном пути беседы о том что можно говорить и что нельзя, проводились, особенно с теми, кто получил ранение.
После Африки солдат закинули на германский полуостров Вустроф, где солдаты действительно занимались чем попало. Когда вернулись в свою часть, то сослуживцы были уверены, что "путешественники" были на "вертушке". Это такой специфический термин, знакомый служащим в ГСВГ, как я поняла, означающий ввоз и вывоз солдат с целью секретности передвижения. Особисты так и предупредили их - говорить, что были на "вертушке". Но эти вертушки были обычно весной и осенью, и поэтому бывалые солдаты сразу раскусили подвох. "Путешественники"-то уезжали летом , правда вернулись только в октябре.
Разведка работала с обеих сторон. У Хрустальных гор в Заире морпехи из этого же десанта взяли, верней купили у местных за тушёнку пленных, как говорят двух белых., потомков украинских эмигрантов из числа французских легионеров. Они сказали , что им всё равно, лишь бы деньги платили и в живых остаться. Французы базировались у Хрустальных гор, где гряда водопадов. У них была задача подбить парочку наших машин, как бы тайно они не поставлялись, но разведка об этом проведала. С целью показать, что вот поступает советская техника в Анголу, хотя это должно было быть, по всей видимости, секретом. Но удалось договориться, чтобы французы не пальнули в наших.
Юра говорит, что они сильно не вникали в политику, а делали, что говорят. И впечатления об Африке остались - то, что можно с интересом вспомнить. Это и природа, живой бегемот, нахальные обезьяны. А так же лица ненашей тёмной внешности. Все солдаты были из разных частей и особо сдружиться и познакомиться не успели. Командовали ими тоже незнакомые офицеры.

Вот всё, что я смогла записать со слов брата. Если кого-то заинтересуют подробности или уточнения , то можно ему позвонить по телефону. Он ответит вполне адекватно и обстоятельно. Я могла что-нибудь неточно записать. (3452) 201405


[06.07.2008 15:59:34] Валентин Мозолев
Письма от Чаленко В. И. ( Продолжение )
Письмо третье (02.07.2008 20:25)
Для проверок в этот период нас посещал Главный военный советник, ген. Гусев. Заслушивание было организовано первый раз в аэропорту. Прилетал и МО ФАПЛА Педале, а также Рябченко. Их посещения запечетлены на фото № 1,2,3. Второй раз - на полевом командном пункте округа. В первый период подготовки к операции мы жили мирно без обстрелов. Рабочее утро начиналось с построения и развода ( Фото№ 12). Мы могли себе позволить в выходные поехать на реку и окунуться в почти парную воду, фото №5( правда я особо не увлекался ни загоранием ни купанием т.к помнил крокодила который жил у нас в миссии, в бассейне и который удрал в реку). На фото №4 бассейн находится в беседке за нашей спиной. Могли осмотреть достопримечательности Куиты, пообщаться с любопытной детворой, или в свободное время отдыхать в миссии. Фото №6,7,8,9.10., а также активно участвовали в каком-то празднике совместно с бойцами ФАПЛА и местным населением. Фото № 11. Однако это не говорит что противник бездействовал. Именно в этот период второй раз был подорван мост через реку Куиту. Дату не помню, но было это утром часов в 7 -8. Советники были во дворе миссии когда услыхали звук мощного взрыва со стороны реки. Все выбежали на бруствер возле укрытия и увидели что, что-то случилось у моста. Старший Черников послал меня посмотреть что случилось. Сев за руль УАЗ, я поехал к реке. На полпути встретил командующего округом, который ехал уже от моста.
Он сообщил, что мост взорван. Больше я ничего понять не мог , т.к. переводчика рядом не было. Позже советник по разведке Митяев утверждал что подрыв моста осуществили боевые пловцы и якобы невдалеке нашли снаряжение пловцов. Чуть позже мост практически полностью был разбит попаданием в пролет безпилотного самолета. С этого момента начались проблемы с переправой танков на другой берег реки. Однако в период подготовки я активно работал с подсоветным капитаном Томаш, начальником артиллерии округа, реже встречались с начальником штаба округа майором Табиеш. Нас в миссии охраняли солдаты ФАПЛА во главе с бессменным начальником караула, фото №. 14( к сожалению имени его в памяти не сохранилось). Хотелось бы узнать о судьбе эти хороших людей. Медицинскую помощь нам был всегда готов оказать наш медбрат Машковцев В. Связью по радио нас обеспечивали наши солдаты срочной службы , их было три человека (фамилий к сожалению не помню) во главе с советником по связи Коротковым. ( Поочередно я выставлю все фото)

Письмо четвёртое (02.07.2008 23:16)
Чем ближе было начало операции, активность групп противника с минометом или с переносной установкой реактивной артиллерии возростала. Однажды, выехав по делам, на артиллерийскую батарею прикрывавшую мост через реку Куиту попал и я под снаряды реактивной артиллерии, запущенные с переносных установок. Интересно что солдаты сразу заметили старт двух снарядов. Я и сообразить не успел, что надо бы спрятаться в укрытие, как солдаты исчезли, поняв по шелестящему звуку что перелет. Я присел возле орудия и в этот момент прозвучал разрыв снаряда одного и затем сразу второго. Перелет был метров 100.Находясь на открытой площадке возле орудия, я услышал свист падающего с высоты большого осколка , на душе стало тоскливо и была единственная мысль попадет или нет. Услышал метрах в 5-7 хороший шлепок о песок понял что пронесло. Осколком оказалась донная часть от реактивного снаряда весом на менее полкилограмма с рваными краями и такая горячая, что сразу взять в руки было невозможно. Подготовка к операци подходила к завершающей стадии. Несмотря на то, что противник пытался мешать, саперы навели понтонную переправу. По ней переправлялись танки и осуществлялось снабжение бригад. На место разбитого пролета моста было положено два металлических двутавра по которым можно было перебежать на противоположную сторону. Советники посещали расположение бригад для оказания помощи подсоветным в решении различных вопросов подготовки. На фото №19 советник по артиллерии Бондаренко П.П. на огневой позиции 130 мм. пушек. На фото №20 я, советник по артиллерии округа, Чаленко и советник по вопросам разведки Митяев с начальником разведки артиллерии округа Зонге в расположении бригады.
19 июля 1987 г. Начало операции. Советники округа во главе с Черниковым были в расположении бригад и наблюдали за началом наступления. Наступлением это можно было назвать довольно условно. Подразделения бригад построились в колонны и началось медленное движение по саване в указанных направлениях. О действиях пехоты не буду судить. Думаю лучше эту сторону осветят общевойсковые участники тех событий. Остановлюсь на применении артиллерии. Согласно нашей артиллерийской науки, наступление, как правило , начиналось с артиллерийской подготовки с последующим движением общевойсковых подразделений. В условиях ведения боевых действий ФАПЛА были особенности которые влияли на традиционное применение артиллерии. Я был участником двух операций и в обеих случаях артподготовка не проводилась. Этому есть объяснения. С началом операции отсутствовал непосредственный контакт с противником. К началу операции ни один вид разведки не дал ни единой точки расположения противника, который бы можно было принять за цель и спланировать огонь артиллерии. На путях движения бригад были спланированы участки возможного появления противника.
Однако в бригадах расчет данных и планирование огня по ним не проводился. Т.к. артиллерия бригады сразу же начинала двигаться с движением общевойсковых подразделений. Поддерживать наступление бригад находясь на огневых позициях могла только артиллерия окружного подчинения (130 мм пушки ). Однако как только бригады продвинулись на несколько километров , дальности огня для поддержки было недостаточной, а перемещение окружной артиллерии не планировалось. Для этого надо было бы выделять мощную охрану. Отсюда получалось что бригады с началом движения лишались всякой огневой поддержки свыше и уповали только на свои силы и умение своих артиллеристов. Боевое применение артиллерии бригад думаю лучше бы осветили советники по артиллерии бригад, которые были непосредственно в бригадах при наступлении. Артиллерийская разведка практически не велась и все усилия ее организации особых результатов не дали. О средствах связи и вспоминать не хочется. В Советской Армии низшее звено артиллерии постоянно страдало от отсутствия хороших средств связи , в артиллерии ФАПЛА было тоже самое. Сначала, месяца полтора, продвижение бригад было успешным.
Противник отходил и в это время активно работала авиация ЮАР. Почти ежедневно приходили доклады об успехах средств ПВО. Почти ежедневно сбивались один а то и два самолета. Об этом шли доклады наверх . На деле оказалось не так уж и победно. За все время был сбит один самолет и один или два беспилотных летательных аппарата.


[06.07.2008 11:47:57] Геннадий Шубин
Почему на площадке (сайте) союза ветеранов Анголы так до сих пор не размещена диссертации полковника Уварова «Оборона пехотной бригады по опыту боевых действий в Анголе и Афганистане» и подобные научные работы и пособия, которые ранее имели гриф "для служебного пользования"? Войн и миротворческих операций в саванне, в горной местности, в полупустыне и пустыне в Африке и в Азии будет ещё предостаточно. Бесценный опыт надо "продвигать в военные массы". Заодно союз ветеранов Анголы будет работать на будущее, а не только на выяснение деталей и событий очень интересного прошлого.


[05.07.2008 11:23:11] СВА
Начиная с 6 июля каждое воскресение в 22.00 НТВ начинает показывать новый 12 серийный документальный проект "Окопная жизнь. Каждый выпуск программы рассказывает об одном из аспектов военной реальности, показывая разные стороны окопной жизни, которые раскрываются на примере разных войн - Великой Отечественной, афганской, вьетнамской, в Анголе, на Ближнем Востоке и т.д.
Будем надеяться, что авторы программы реально и правдиво отобразят события участниками которых мы были.


[05.07.2008 11:15:00] Шкляренко Анатолий
Уважаемые друзья!

3 сентября 1985, в 18 км южнее Кунжамбы погиб майор Киричек Дмитрий Дмитриевич, советник политотдела 5 Пехотной бригады.

Всех, кто знад Дмитрия, владеет информацией по этому случаю прошу связаться со мной
- через Гостевую СВА, или через Гостевую Клуба ветеранов Анголы (http://angola.ucoz.ru), или по адресу Anatoliy.Shklyarenko@gmail.com

С уважением,
Шкляренко Анатолий


[04.07.2008 18:12:16] Владимир Овсянников
Уточняю. Законопроект принят во втором чтении.
Номер законопроекта 9404-5


[04.07.2008 08:14:32] Владимир Овсянников
На вечернем пленарном заседании Госдумы 2 июля 2008 года Николай Ковалев от Комитета по делам ветеранов представил во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» (об уточнении периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации в отдельных зарубежных государствах) и рекомендовал поддержать законопроект.
Законопроект принят, «за» - 424.


[03.07.2008 11:59:01] Валентин Мозолев
Фото "Группа сов. гарнизон Куито-Куановале 1987г."( Из архива А.Москвина)( в фотогалерее СВА №222)
Н.Р.Ангола, г.Куито-Куановале, центральная миссия, 1987г.
Под этим навесом проводились собрания, ежедневные новостные политинформации. А в выходные, по вечерам, демонстрировались фильмы.
В первом ряду ( сидят ) слева на право:
- второй - Уткин Николай, майор, советник ком. батальона 13 дшбр;
- третий - Горяйнов Юрий Тимофеевич , подполковник, советник замполита 8 пбр;
- четвёртый - ? , подполковник, советник замполита 16 пбр;
- пятый - ? , подполковник, советник командира 16 пбр;
- шестой - Харюшин Борис Иванович, подполковник, советник командира 25 пбр;
- седьмой- Битаев Валерий, ст. лейтенант, специалист-техник 16 пбр;
- восьмой - ? специалист зрбр "ОСА-АК";
- десятый - Кисель Александр Николаевич, подполковник, советник командира зрбр "ОСА-АК";
- одинадцатый- ? Николай Алексеевич , подполковник, советник замполита 13 дшбр;
- двенадцатый ( стоит отдельно ) Москвин Александр Игоревич, капитан, переводчик 13 дшбр ( 1ТГ );
Во втором ряду ( стоят ) слева на право:
-шестой - Москаленко Иван Матвеевич, подполковник, советник нач. артилерии 25 пбр;
- седьмой - Рубан специалист зрбр "ОСА-АК";
- одинадцатый - Бурковский , подполковник, советник нач.ПВО 25 пбр;
- пятнадцатый - Локотков Юрий Алексеевич, подполковник, советник нач. штаба 13 дшбр ( командира 1ТГ);
-семнадцатыц (крайний) - ? ,переводчик 8 пбр;
В третьем ряду ( стоят ) слева на право:
- первый - Пидоренко Павел, прапорщик, специалист-техник 13 дшбр;
- второй - Ильин Владимир Анатольевич, , прапорщик, специалист-техник 25 пбр ( 1ТГ )
- третий - Калмыков Николай, капитан, специалист зрбр "ОСА-АК";
- пятый - Грибков Михаил, ст. лейтенант, специалист зрбр "ОСА-АК".


[03.07.2008 11:56:32] Гуков Данияль И.
ПО ПОВОДУ СТАТЬИ оПОХОДУН Е.И. Согласен с тем,что все журналисты придают художественность приукрашивая кто больше,кто меньше своим произведениям, кроме того им ведь тоже нужна какая-то изуминка.Опротестовывать что-либо Походуну можно только потом.К примеру, в книге Астраханского писателя Водовского Б.Г.-СОЛДАТЫ НЕОБЪЯВЛЕННОЙ ВОЙНЫ- в статье где пишет про меня тоже есть некоторые неточности, фотографию где я стою возле вертолета, он коментирует,что я только что вернулся с облета местности на вертушке.Яему сказал,что этого никогда не было, но книга издавалась с большим трудом и исправить уже ничего нельзя. Может быть и здесь так получилось. Хотели как лучше,аполучилось как всегда.


[03.07.2008 11:22:00] Шкляренко Анатолий
Коломнину Сергею.
Относительно полковника Походун Е.И.

Все в этом мире имеет свои оттенки. Я высказал свое мнение относительно Евгения Ивановича только потому, что я знал его таким. И мое мнение подтвердил Мозолев Валентин. Чтобы у посетителей не сложилось однобокое мнение о человеке.

Относительно журналистов. Согласен, порядочные издания и журналисты первый экземпляр отдают автору. Но, если хватило ума напечатать это, то можно предположить все что угодно... И эти вопросы, думаю, скорее к автору статьи и редакции. Как было в последнем случае (письмо Сагачко В.А. в редакцию, которое я полностью поддерживаю).


[02.07.2008 21:39:21] Сергей Коломнин
Уважаемые ветераны Анголы Валентин Мозолев и Анатолий Шкляренко!

Вы пишите о хороших человеческих и служебных качествах Е. Походуна. Я охотно вам верю, хотя его лично не знал.

Но дело в том, что мы обсуждаем НЕ ЕГО ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, хороший он или плохой, а то, что появилось в прессе со ссылкой на него. А пресса – это «страшная сила». И статья с его измышлениями до сих пор висит в интернете Она «работает» и сегодня.

И «работает» не на ветеранов Анголы! Ее читают и, соответственно, формируют мнение по ней о нашем пребывании в Анголе.

Но прошу вас обратить внимание – в статье самые «скользкие» моменты даны в кавычках. Значит, это прямая речь самого Походуна.
Можно, конечно, как пишет Анатолий посчитать, что «он стал жертвой фантазий журналистов, которые, особенно сейчас, любят писать всякие сенсации, особенно не вникая в суть материала».

Но тогда, почему сам Походун не протестовал против этого? По своему журналистскому опыту, знаю, что герои материалов получают издание с вышедшем материалом в первую очередь …
В конце концов, Походуну, если у него были претензии к журналисту, можно было давно написать опровержение. Но он этого не сделал. Это, кстати, не поздно сделать и сейчас.

И уверен, что сам Е. Походун в курсе наших дискуссий. Поэтому ваш вопрос, Валентин Федорович, «Я хотел бы узнать, как появилась эта статья, каково отношение к ней самого Евгения Ивановича?», меня также очень интересует.

А задайте его ему на сайте клуба ветеранов Анголы! Там, кстати, есть координаты его дочери, телефоны. Думаю, вам сможет в этом помочь Анатолий Шкляренко.

Но прошу всех понять, что мы не против самого Евгения Ивановича! Он для нас равноправный ветеран Анголы! Был, как говориться, участвовал, способствовал, даже был награжден!

Но одно дело – быть там. Достойно работать и решать поставленные задачи. А другое - когда со ссылкой на тебя в прессе появляются россказни и откровенная ложь… В том числе и о гибели нашего боевого товарища. Это для нас абсолютно неприемлемо.

Валентин Федорович!
Огромное вам спасибо за публикацию на сайте воспоминаний Чаленко Виктора Ивановича. Побольше бы таких! Пусть и сам он смело выходит к нам!

Ветераны – пишите, вспоминайте! Все, что опубликовано на нашем сайте – в архиве СВА. И обязательно будет, рано или поздно использовано.
Пример тому – статья в «Солдате удачи» в июльском номере «Вспомнить все и… всех». Она основана на воспоминаниях ветеранов Анголы, опубликованных на наше сайте. И на фото, присланных вами.

Павлу Золотареву.

Паша, спасибо за данные по Тарасу Василенко - автору рассказа «Судьба 18-й бригады».

Как ты сам? Питерские ветераны Анголы еще не созрели до оформления своей организации? Документами поможем! Посмотри последний «СУ», там есть и твое фото! Привет Синякову и Угроватому, если будешь общаться с ними!

С уважением, Сергей Коломнин




[01.07.2008 18:08:22] Шкляренко Анатолий
Относительно полковника Походун Евгения Ивановича.

Мне довелось немного служить в Евгением Ивановичем и за тот короткий период могу сказать только одно - человек, который умел слушать подчиненных, умел принимать решение, умел организовать выполнение поставленых задач, причем, не любой кровью, а с минимальными затратами.

Что касается чисто человеческих качеств - редко встретишь более воспитаного и сдержаного человека. Мало кто знает, но, он писал картины.

Относительно статьи - думаю он стал жертвой фантазий журналистов, которые, особенно сейчас, любят писать всякие сенсации, особенно не вникая в суть материала.


[01.07.2008 13:05:37] Валентин Мозолев
Уважаемый, Сергей Анатольевич !
Я ценю Вашу, очень нужную для установления правды, работу. Хочу Вам помочь, и внести свою лепту. Если мы, участники
тех событий, будем молчать, то и дальше будут появляться такие фальшивки, как статья Ларисы Персиковой "Полковнику
никто не пишет" в латвийской газете "Речь" 27.11.1997 г. Я до сих пор не могу спокойно всоминать о ней.
Но ПРАВДА требует от меня быть объективным во всём. Полковник Походу Евгений Иванович был моим начальником.
Судьба сложилась так, что он был моим начальником и тогда когда я был в Куито-Куановале (больше двух лет), и когда меня
перевели в Центральный ремонтно-востановительный батальон в Луанде.
За время моей работы в Куито-Куановале, ни один луандский начальник не приезжал к нам чаще чем Евгений Иванович.
Его приезды были целесообразны и полезны. Я не могу вспомнить ни одного его распоряжения, с которым я был бы не согласен.
Мои предложения выслушивались Евгением Ивановичем спокойно и взвешенно. Чаще всего они включались в его распоряжения.
Для него мне никогда не приходилось "наводить лоск", заниматься показухой. Его уважали и наши подсоветные, ангольцы.
Внимательно относились к его словам. Бронетанковое снабжение в Куито-Куановале было организовано лучше, чем в моей
развёрнутой мотострелковой дивизии, из которой я приехал в Анголу. Евгений Иванович был внимателен к своим подчинённым.
Я знаю случай, когда один наш "технарь" по психолгическим особенностям не мог учавствовать больше в боевых действиях.
Евгений Иванович без "лишнего шума" заменил его. Мы с пониманием отнеслись к этому приказу. После массовых "наездов"
советников из Луанды, все наши окружники завидовали мне. Они, полковники, с лундовскими полковниками с трудом находили
общий язык. Мне, старшему лейтенанту, работать с полковником Походун было легко. Не хочу обидеть всех остальных моих
командиров-начальников, но лучшего начальника за всю мою службу не было.
Сергей Анетольевич ! Когда Вы будете "...писать правду о вот таких " героях Анголы", прошу учесть моё мнение и мнение
других сослуживцев Евгений Ивановича.
В моей голове статья " Полковнику никто не пишет" и моя память о полковнике Походун Евгении Ивановиче не стыкуются.
Я хотел бы узнать как появилась эта статья, каково отношение к ней самого Евгения Ивановича ?


[01.07.2008 11:48:06] Валентин Мозолев
Размещаю письма Чаленко Виктора Ивановича.
Письмо первое. (29.06.2008. 22:50)
Валя, здравствуй. Как и обещал начинаю вспоминать о жизни в Куито. Хронология событий не совсем помнится могу путать события.
Я присутствовал в Куито при проведении двух операций. Первая в 1986 году, которая не имела успеха, и в 1987 году, в подготовке которой, я принимал участие по вопросам артиллерии. События 1986 г помню смутно, так как приехал в конце апреля, а операция началась 20 сентября
и закончилась в средине декабря 86 г. Все это время мы были в Куито, бригады ушли на Мавингу и вяло продвигались вперед, а потом, по моему и совсем остановились. Вопрос снабжения бригад боеприпасами к артиллерии, по моему, не рассматривался совсем, так как средств
доставки боеприпасов в Куито не было. Да в тех условиях ведения боевых действий на охрану транспорта с боеприпасами надо было на менее бригады, а то и две ( вспомни как подвозилось горючее в Куиту из Менонге, да и всё снабжение Куиты). К концу декабря 86 года бригады вернулись и заняли оборону на противоположной стороне реки, по моему ее тоже называли р. Куита. Советники ( окружники) вернулись в Менонге.
Советники с бригад устраивались жить в миссии Куито. Собралось из нескольких бригад и, как всегда, начались какие то склоки между старшими советниками с бригад. Точно не помню , не могли поделить - кто будет кому подчиняться. В Менонге, на совещании окружных советников, было
принято решение направить представителя от советников округа в Куото для координации работы и жизни советников из бригад. Черников сказал, что будем ездить по очереди на один месяц каждый. Так как большинство "окружников" было с женами, а я без жены. Было решено что поеду я первым, и где то, в средине января 1987 я перелетел в Куито и начал там работать. Где-то в начале марта был впервые взорван мост. Со стороны Куиты была взорвана первая опора, причем взорвана так что от нее ничего не осталось подтверждением тому есть фото, попал ли в нее снаряд или мост рвонули другим способом я до сих пор не знаю. В это время в Куито был инженер округа, молоденький ангольский офицер , успевший уже к этому моменту отучиться в нашем инженерном то ли училище, то ли в академии. Стал вопрос ремонта моста, так чтобы прошли танки. В разговоре
с инженером я понял что у него нет решения по ремонту моста с довольно большой грузоподъемностью и предложил ему сделать опору срубом, как делают у нас в деревнях деревянные колодцы. А внутрь сруба забросать бутовые камни и залить бетоном. Пришлось даже рисовать на бумаге как делать сруб из дерева. Инженер согласился и такие опоры были сделаны. Думаю что они могут и сейчас стоять на реке. Помещаю фотки моста до ремонта и после на своей странице. По окончании ремонта даже состоялся митинг, благо тогда еще обстрелов Куиты небыло. С началом подготовки к новой операции в Куиту прибыли советники из Менонге, а я в конце апреля уехал в отпуск.
Продолжение после раздумий.


Письмо второе. (30.06.2008. 13:31)
В конце мая я снова в Куито . Началось усиленное планирование и подготовка к операции. Начали приезжать разные проверяющие, то из Луанды, то из Москвы. Но толку от них мало, а проблем много . Больше всего запомнился генерал из Москвы ( к сожалению не помню его фамилии ). Он приезжал ко мне дважды в Куито , считал себя корифеем в артиллерии, и все допрашивал: - применяем ли мы поправку буссоли (есть такой прибор в артиллерии); - учитываем ли при стрельбе из орудий поправки на весовые знаки снарядов; - учитываем ли различие в партиях снарядов. Ему бесполезно было доказывать что вокруг нет ни одной твёрдой геодезической точки, с определенными координатами. Что поправка буссоли определялась по прямому участку дороги ( мы по ней ездили из основной миссии Куито в запасный район, где обитали в землянках в последующие
дни после гибели Андрея Горб). Что среди снарядов, получаемых для стрельбы, из 30 штук получалось партий 12-15, т.е. одной партии максимум 2 или 3 снаряда, а иногда и по одному снаряду. И что ангольские артиллеристы практически не в состоянии при таком разбросе учитывать эти поправки,
что между кубинскоми топографическими картами и бывшими, по-моему, португальскими картами разница в координатах одной и той же точки доходила до 2 –х километров. Что самое главное в вопросах планирования применения артиллерии , проверяющий особо разобраться не пытался.
Мне хотелось бы узнать что он докладывал по этим вопросам в Москве. И ещё о проверяющих. Валя, замечал ли ты такую картину в Куите, когда нет проверяющих то артиллерия противника почти постоянно вела по нам беспокоящий огонь .Как только сообщалось, что прилетают проверяющие, то с их прилетом практически никогда не обстреливалась Куита. Стоило им улететь как снова начинались обстрелы. Прилетали и МО Педале, наш
Главный из Луанды, из Москвы. У меня еще тогда в мыслях возникал этот вопрос. Планирование шло. Начали самолётами подавать боеприпасы, и к артиллерии тоже. Их увозили на полевые склады. Однако к началу операции норму для проведения операции так и не подали. По нашим подсчетам надо было подать 5 боекомплектов, а подали не больше 3,5. Но самая главная проблема была с транспортом. Для того чтобы сразу поднять все нужные боеприпасы транспорта не хватало. Несмотря на то что в Куито приходили новые Инжезы (грузовые автомоили бразильского производства) разной грузоподъемности. Но их было мало. Т.к. подача боеприпасов в процессе ведения операции была невозможной, надо было снабжать бригады боеприпасами на весь период сразу. А это было проблематично из-за нехватки транспорта. По этому поводу: между мной и советником по артиллерии из Луанды ( фамилия кажется Марушко Станислав. Могу и перепутать) был конфликт. Он требовал вывезти все боеприпасы в расположение бригад.
А там, дело ангольцев, что сними делать. Я доказывал что боеприпасы, из-за нехватки техники, попросту будут брошены. И могут, с уходом бригад, достаться противнику. Сказал, что с таким советом, я не буду выходить на подсоветного. Ему это сильно не понравилось. Не знаю, что он советовал, но лишних боеприпасов, больше, чем могли поднять бригады, подано небыло.


[01.07.2008 10:59:41] Шкляренко Анатолий
Гукову Д. И.

>>> А кадровик миссии решил по-своему. Не зря же говорят: что выше кадров только солнце. >>>

Если Вы имеете ввиду кадровика подполковника Лялина В.А., который служил в Луанде с конца 1983 по 1986 - так это его любимая поговорка - Выше солнца только кадры...

Но, самое интересное, что об этом все предпочитают молчать (я имею ввиду как писались боевые). А писались то они не сами по себе - писались людьми.

Относительно тех, кто служил в Луанде. Была масса людей, которая моталась по командировкам, а в конце сказали - А где Ваши командировочные? Если есть - что-то посчитаем... И, думаю, это вопрос, который волнует многих. Не в плане ветеран, не ветеран, участник, не участник. Дело в том, что мы обсуждаем Походуна Е.И. (кстати, на фото в архиве СВА нужно поправить - Походун не Евгений Николаевич, а Евгений Иванович), а эти люди сидят и молчат... И им хорошо было и хорошо есть...


[01.07.2008 08:39:22] Гуков Данияль
Сегею Коломнину. Благодарю Вас,получилось значтельно лучше,что значит опыт. Буду стараться чаще выходить на сайт, записей и фото много,посмотрие мой фотоальбом в клубе, еще раз спасибо.





© Союз ветеранов Анголы 2004-2024 г. Все права сохраняются. Материалы сайта могут использоваться только с письменного разрешения СВА. При использовании ссылка на СВА обязательна.
Разработка сайта - port://80 при поддержке Iskra Telecom Адрес Союза ветеранов Анголы: 121099 г. Москва , Смоленская площадь, д. 13/21, офис 161
Тел./Факс: +7(499) 940-74-63 (в нерабочее время работает автоответчик)
E-mail:veteranangola@mail.ru (по всем вопросам)