Региональная общественная организация участников оказания интернациональной помощи республике Ангола
Поиск по сайту
Подписка на новости
Ваше имя:
E-mail:
Случайная фотография
Случайный MP3 файл с сайта
Установите Flash-проигрыватель 03. Последний срок (Мозамбик)

Перейти к разделу >>
Юрий Ласьков

Понимание свершившегося факта – а именно, того что я оказался в стране, в которой идет война, какой и была Ангола, возникло у меня сразу по прилете в Луанду: в первый же день пребывания я получил в руки боевое оружие – пистолет ПМ и автомат АКМС. Для меня, флотского офицера, который боевое оружие последний раз держал при сдаче зачетов в военно-морском училище, это было неожиданностью. Сразу пришло понимание какой-то «призрачной» опасности. Хотя конечно была она не призрачной, а вполне реальной. Конечно, так просто оружия мне бы никто не дал.

Но об опасности долго думать не пришлось, начались обыкновенные рабочие будни и выполнение прямых обязанностей. Всевозможные дела затянули в свой круговорот, и опасность отошла на второй план. Напоминала о ней только постоянная стрельба в ночной Луанде и настойчивое требование Главного военного советника крепить бдительность, о чем постоянно говорилось на политинформациях в клубе военной миссии.

Огнестрельного оружия в Анголе было предостаточно, даже в избытке. А всякое оружие когда-нибудь, да стреляет, и нарушение правил обращения с ним порой приводит к трагическим последствиям, тем более, если оно используется не по прямому назначению.

В сентябре 1984 года трагедия произошла в группе советников и специалистов ВМФ – на выходе в море погиб наш товарищ Кустенко Валерий Алексеевич. Я тогда был на другом корабле, поэтому пересказываю события со слов непосредственных участников трагедии, которые наверняка считают этот день «своим вторым днем рождения»…

Все случилось на борту буксира. Шли практические стрельбы главным ракетным комплексом ракетных катеров. Задачей ангольского экипажа буксира и наших специалистов было оборудование морской мишенной позиции. С задачей они справились успешно и до окончания стрельб находились в дрейфе в ожидании их полного завершения. Погода на море стояла хорошая, в дрейфе все расслабились и отдыхали на верхней палубе. Вдруг появилась стая акул, которых в ангольских прибрежных водах достаточно много. Один из ангольских офицеров, подсоветный Кустенко, решил по ним пострелять. Побежал в жилые отсеки буксира и схватил первый попавшийся на глаза пистолет ПМ. Подбежал к борту. Наши товарищи, стоявшие рядом, решили посмотреть. Анголец произвел выстрел, но пошла очередь, которой он просто не ожидал. Почему очередь из пистолета! Почему? Я не большой знаток оружия – как потом говорили, у этого пистолета было спилено шептало. Так делали многие офицеры ангольцы для получения лучшего боевого эффекта.

Анголец с перепугу стал размахивать пистолетом, и пули полетели в разные стороны. При этом он умудрился ранить в ногу себя и в руку нашего мичмана – к сожалению, фамилию мичмана уже не помню. Увы, одна из пуль попала в Кустенко Валерия Алексеевича, что и привело к его нелепой смерти. Совсем рядом с ангольцем стояли советник главного механика флота Кононенко Борис Васильевич и советник главного торпедиста и минера флота Краснощеков Александр Сергеевич – их пули не задели. Родились они в рубашке, и мне думается, это был их «второй день рождения». Все они, в том числе и наш мичман, которому пришлось залечивать ранение, в дальнейшем продолжали добросовестно исполнять свои обязанности советников до полного окончания командировки. Все они благополучно вернулись в Советский Союз, но этот день они точно не забудут никогда…

Хорошо помню и другой нелепый случай, которому я был свидетелем сам. К счастью, в этот раз для участников с нашей, советской стороны все закончилось благополучно.

Все передвижения по Луанде разрешались нам только на автомобильном транспорте. Автомобиль – средство повышенной опасности, а в условиях воюющей Анголы тем более. В Луанде транспорта было достаточно много, только светофоры не работали, регулировщиков не было, и правила дорожного движения выполнялись водителями, как кому вздумается. По сути, правило было одно – прав тот, у кого машина больше. Поэтому от наших водителей требовалось повышенное внимание, а роль водителей исполняли мы сами – те, у кого были советские водительские удостоверения. У меня прав не было, так что все три года я ездил пассажиром, компенсируя это мытьем наших машин по субботам. Но, даже будучи пассажиром, я за три года пребывания в Анголе восемь раз попадал во всевозможные аварийные столкновения – несколько из них было достаточно крупных. Из-за этого до сих пор все передвижения на авто вызывают у меня чувство опасности. Можно сказать, сохраняется стойкая аллергия на автомобильные поездки.

Один такой случай, наверное, и стал моим «вторым днем рождения». О нем я и хочу рассказать.

Наш всеми уважаемый Александр Михайлович, советник начальника политуправления ВМФ Анголы и замполит нашей группы любил повторять: «Езжу я плохо, но быстро». К тому же в возрасте Александр Михайлович был уже солидном: внимание притуплено, реакция замедлена.

Едем мы как-то с замполитом на его персональной белой «Волге» на политинформацию в клуб миссии. Он за рулем, а кроме него в машине еще пять человек. Он увлеченно травит нам байки, скорости не сбавляет – едем довольно быстро. На одном из перекрестков, слева нам наперерез вылетает здоровенный «Лендровер». Александр Михайлович болтает и ничего не видит. Одно мгновение, кто-то из нас успел закричать. Александр Михайлович успевает лишь слегка притормозить, и мы влетаем «Лендроверу» в правый бок. Ну, а дальше, как в замедленном кинофильме. Мы стоим с развороченным передом, а «Лендровер» делает кульбиты в воздухе – из его кузова летят ящики с пивом. Звон стекла и фонтаны пивных брызг. На асфальт вылетают какие-то «бревна» и медленно перекатываются.

Стоп-кадр, немая сцена. Мы в шоке вылезаем из своей машины, сбегается толпа ангольцев, всегда падкая на зрелища. «Лендровер» лежит на боку. В кабине ангольцы – водитель и женщина с ребенком. Помогаем им вылезти из машины: вроде все целы, только ребенок плачет. Недалеко лежат «бревна», оказывается это двое ангольцев, которые сидели в кузове. Признаков жизни они не подают. Водитель «Лендровера» шустро останавливает проходящий мимо транспорт, загружает женщину с ребенком, загружает в кузов «бревна» и они быстренько уезжают. Мы остаемся с глазеющей толпой и ждем приезда полиции.

И тут пришло мне осознание того, что небольшая доля секунды замешательства со стороны Александра Михайловича, и громадный «Лендровер» въехал бы в нас. Наверное, мы бы тогда делали кульбиты и были вылетающими «бревнами». И что с нами было бы, можно только предположить, учитывая разницу весовых категорий наших автомобилей.

Ну, а дальше еще смешнее. Начались разборки с полицией. Оказалось, «Лендровер» этот уже как полгода в угоне и угнан он у прокуратуры Анголы. В машине нашли мешочек с алмазами. Полиция сделала вывод, что в машине во время аварии были контрабандисты. Их так и не нашли, Александр Михайлович стал в шутку говорить, что оказывает помощь ангольскому народу в его борьбе с контрабандой алмазами, а закрепленную за ним «Волгу» мы еще долго восстанавливали до рабочего состояния. Вот так.



СОБЫТИЯ

Книги Сергея Коломнина
в продаже на Ozon.ru:
«Русский след под
Кифангондо»,

«Мы свой долг выполнили!
Ангола 1975-1992»

Книгу Сергея Коломнина "Мы свой долг выполнили. Ангола 1975-1992" можно приобрести: В Книжной лавке РИСИ: г. Москва, ул. Флотская, д. 15Б. Для посещения магазина нужно заранее созвониться: Телефоны: 8 (915) 055-59-88 8 (499) 747-91-38 8 (499) 747-93-35. 

© Союз ветеранов Анголы 2004-2019 г. Все права сохраняются. Материалы сайта могут использоваться только с письменного разрешения СВА. При использовании ссылка на СВА обязательна.
Разработка сайта - port://80 при поддержке Iskra Telecom Адрес Союза ветеранов Анголы: 121099 г. Москва , Смоленская площадь, д. 13/21, офис 161
Тел./Факс: +7(499) 940-74-63 (в нерабочее время работает автоответчик)
E-mail:veteranangola@mail.ru (по всем вопросам)