Региональная общественная организация участников оказания интернациональной помощи республике Ангола
Поиск по сайту
Подписка на новости
Ваше имя:
E-mail:
Случайный MP3 файл с сайта
Установите Flash-проигрыватель 10. Хочется в зимний лес ( автор и исполнитель Курлыгин Сергей Владимирович)

Перейти к разделу >>
Борис Стричевский

Вспомнился мне один эпизод из службы в Анголе – такое не забывается. По делам службы мне часто приходилось ездить и летать самолетом в Луанду. Это было где-то весной 1979го года. Нас, советников вместе с подсоветными и кубинскими помощниками вызвало в Луанду начальство. В таких случаях ангольцы всегда покупали нам билеты на гражданские рейсы. Боинг-737 летел по кругу: Луанда, Кабинда (2ВО), Н/Зето (6ВО), Уиже (1ВО), Луэна (3ВО), Уамбо (4ВО), Лубанго (5ВО) и, наконец, опять Луанда.

В этот раз все шло нормально. И вот в Луэне самолет пошел на посадку – людей, как военных, так и гражданских, почти полный салон. Вдруг по какой-то причине самолет накреняется и ударяется правым шасси о посадочную полосу – шасси отлетает. Самолет заваливается на крыло и со скрежетом и снопом искр несется по полосе. Отрывается и загорается двигатель, а сам самолет разворачивает и выносит на травяное поле аэродрома. Вскоре самолет останавливается.

Экипаж открывает аварийные люки и выбрасывает надувные трапы с высокой стороны самолета, так как противоположная низкая сторона продолжает гореть. Пожарная часть аэродрома выгоняет все пожарные средства и начинает тушить пламя.

Люди в панике начинают покидать самолет, многие из них с детьми. К трапам не подступиться. Мы, советские, кубинцы и наши подсоветные, глядя на нас, сидят на местах.

Только когда поток людей уменьшился, мы все встали и спустились на летное поле аэродрома. Вскоре пожар был ликвидирован. Нас на другом самолете отправили дальше по маршруту.

Недели через две я снова оказался в Луанде и поинтересовался судьбой самолета. Сгорел, говорят. Спрашиваю, как. Мне рассказывают: его подняли, под крылья подогнали автомобили и стали потихоньку эвакуировать к ангару для ремонта. Двигатель как висел, так и остался волочиться за самолетом. Пока тащили его по травяному полю, все было нормально, а когда выехали на бетонку, вспыхнул пожар. Выехала та же пожарная команда, развернули шланги, но оказалось, что воды нет – после прошлого пожара забыли заправить. Так сгорел сам самолет и с ним два автомобиля.

Что мы пережили с этим пожаром, не передать, но все держались вместе. Накануне погибла группа кубинцев-мостостроителей. Мы жили рядом в Н/Зето. Они ехали, как обычно на работу, когда банда унитовцев из засады расстреляла их из гранатометов – подбили автомобили, а затем автоматным огнем убили всех. Трупы изувечили. Мы уже привыкли, и наши семьи тоже, что, как только темнеет, начинается стрельба автоматными очередями, и так почти всю ночь. Мы всегда были с оружием: пистолеты ПМ находились при нас всегда – и днем и ночью. Дома – АКМ и ящик боеприпасов, в тумбочке гранаты…

В голове и душе сидит еще одна неприятная, даже, скорее, трагическая история. Она произошла, когда я служил в Н/Зето. Наши бригадные советники и специалисты оказывали помощь в подготовке сержантов и специалистов в учебном батальоне. Этот учебный батальон находился в лесном массиве, как говорится, подальше от глаз людских. Численность батальона примерно 700 человек. Шла подготовка к выпуску. В назначенный день на 8.00 было назначено общее построение батальона. Для организации церемонии по выпуску курсантов учебного батальона в расположении остался советник замполита батальона и прапорщик. Офицеры штаба округа и бригады и их советники на двух машинах выехали к месту построения – небольшой поляне среди леса. Когда мы приехали на место, нам открылась ужасная картина: половина личного состава батальона валялась на поляне убитыми и ранеными, с оторванными конечностями, вспоротыми животами и т.п. Наш замполит ходил по поляне с белоснежной головой – поседел мигом. Прапорщик – с разорванным животом – его и других раненых срочно погрузили в машины и повезли в госпиталь. Оказывается, войскам ЮАР, которые дислоцировались в Намибии, стало известно о построении, налетела авиация и шариковыми бомбами атаковали стоящий на плацу батальон.

Долго мы не могли прийти в себя от увиденного. В скорости меня перевели в 4ВО, а 6ВО расформировали, так как офицеры округа продолжали жить в Луанде, приезжая в штаб округа лишь на несколько дней в неделю. Вот такой грустный и трагичный эпизод…

Хочу рассказать еще один эпизод. В то время я находился в Уамбо. Нужно было вылететь в Луанду, встретить жен наших советников и специалистов и сопроводить их в этот город. Прилетели из Союза человек 8-9. С миссии нас вывезли на автобусе в аэропорт вместе с членами семей других округов, и на АН-26 мы полетели, как обычно, по кругу. Все было нормально, сели мы в Лубанго. Только вышли из самолета, как налетели фантомы и загремели взрывы. Основным объектом их было общежитие кубинских летчиков. Мы укрылись в капонирах, которые находились на аэродроме. Женщины были в ужасе, но тоже укрылись в капонире и прижались друг к другу. Ракетный удар продолжался минут 5-10 , но и это время показалось нам вечностью. Слава богу, все обошлось нормально. Нас посадили в наш самолет, и мы полетели домой в Уамбо. Долго потом женщины вспоминали, как их приняла Африка…



СОБЫТИЯ

15 лет Союзу ветеранов Анголы.

15 лет Союзу ветеранов Анголы. Специальный раздел сайта.

"Формула власти". Президент Анголы Жоау Лоуренсу 

Книги Сергея Коломнина
в продаже на Ozon.ru:
«Русский след под
Кифангондо»,

«Мы свой долг выполнили!
Ангола 1975-1992»

 

© Союз ветеранов Анголы 2004-2019 г. Все права сохраняются. Материалы сайта могут использоваться только с письменного разрешения СВА. При использовании ссылка на СВА обязательна.
Разработка сайта - port://80 при поддержке Iskra Telecom Адрес Союза ветеранов Анголы: 121099 г. Москва , Смоленская площадь, д. 13/21, офис 161
Тел./Факс: +7(499) 940-74-63 (в нерабочее время работает автоответчик)
E-mail:veteranangola@mail.ru (по всем вопросам)